Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля. Моряки и речники отмечают совместно свой профессиональный праздник с 1976 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" День работников морского и речного флота включен в перечень праздников, отмечаемых в знак признания заслуг трудящихся отрасли. В 2017 году этот день приходится на 2 июля.
Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 года, когда постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Акционерное общество "Совторгфлот". В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1 января 1925 года под флагом "Совторгфлота" ходили 128 пароходов. Централизация позволила значительно, в 1,5 раза, увеличить грузоперевозки. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к 1 апреля 1941 года имел 870 судов.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов транспортные суда совершали тысячи рейсов по внутренним и внешним коммуникациям, подвергаясь атакам кораблей, авиации и подводных лодок противника, участвовали во многих десантных операциях. Значительная часть их после соответствующего дооборудования выполняла боевые задачи в повседневных боевых действиях в составе судов военно-морских баз. Особенно важной для транспортного флота была задача обеспечения перевозок воинских и народнохозяйственных грузов. За годы войны советский транспортный флот перевез около 100 миллионов тонн необходимых стране и фронту грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а 35 работников морского транспорта стали Героями Советского Союза.
В войну отрасль потеряла 380 судов, было разрушено более ста портов и портпунктов, много судоремонтных предприятий. После ее окончания стране пришлось возрождать флот, порты, судоремонтные заводы. Уже в 1965 году морской транспортный флот СССР составил 1187 судов и вышел на шестое место в мире. Он стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки, транспортные суда совершали длительные плавания на Кубу, во Вьетнам, в Австралию и Новую Зеландию, а также к шестому материку — Антарктиде.
В 1970-1980-е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, нефтебалкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки тяжеловесных грузов); были построены специализированные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем.
Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и был принят в ряд международных организаций.
В 1990-х годах в связи с распадом Советского Союза и образованием независимых государств, отрасль оказалась в кризисе.
В целях обеспечения потребностей России в перевозке грузов и перевалке их в портах, правительство страны 8 октября 1993 года приняло Программу возрождения торгового флота России.
В дальнейшем был разработан еще целый ряд федеральных программ и подпрограмм, которые на длительный период определили характер и направление развития всей отрасли. Речь идет о подпрограммах "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт" федеральных целевых программ "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", а также "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года", которая охватывает все виды транспорта, в том числе морской и внутренний водный, и утвержденной в феврале 2016 года правительством РФ "Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года".
Внутренний водный транспорт сегодня представляет сложный производственно-технологический комплекс, в состав которого входит и речной флот, и инфраструктура внутренних водных путей, судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, промышленные предприятия, судостроительные заводы и туристические компании. По протяженности (101,7 тысячи километров) внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги. При этом порядка 80% водных путей являются безальтернативными для возможности доставки грузов и пассажиров, обеспечивая в том числе и северный завоз.
Сегодня водный транспорт России активно развивается: вводятся новые высокотехнологичные мощности в морских портах, повышаются качественные характеристики внутренних водных путей, обновляются крупнейшие гидроузлы, на российских верфях спускаются на воду новые грузовые и пассажирские суда, строится аварийно-спасательный и ледокольный флот, возрождается арктическое судоходство.
В 2016 году флот пополнил ледокол "Новороссийск", спущен на воду ледокол "Виктор Черномырдин", завершена реконструкция здания морского вокзала в порту Мурманск и строительство морского вокзала в Петропавловск-Камчатском.
Планомерное наращивание мощностей морских портов привело к увеличению объема перевалки грузов в морских портах России в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 6,7% до 721,9 миллиона тонн. Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом составил 118 миллионов тонн.
Современный речной и морской флот — огромное сложное хозяйство, которое развивается благодаря труду работников отрасли. День работников морского и речного флота является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных дорог России.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников