Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Эпоха ремейков: почему фотографы снова снимают на Polaroid

© AFP 2020 / Saul LoebАвтопортрет Энди Уорхола, снятый на Polaroid, на выставке в Национальной галерее искусства в Вашингтоне
Автопортрет Энди Уорхола, снятый на Polaroid, на выставке в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости, Виктория Сальникова. Семнадцатого июня 1970 года — 47 лет назад — случилось нечто изменившее историю фотографии. Американский ученый-оптик Эдвин Лэнд запатентовал первый в мире полностью автоматизированный фотоаппарат Polaroid SX-70. Фотография стала доступна каждому. 

Работа Ивана Кочетова
Что такое соларография и зачем люди снимают движение солнца
Это не все: Polaroid можно назвать прародителем социальной сети Instagram, которая унаследовала у своего аналогового предшественника квадратный формат фотографий. К тому же некоторые фильтры, которые используются в приложении, явно имитируют "полароидовскую" цветопередачу.

Несмотря на серьезный кризис, камеры мгновенной печати отстояли свое право на существование в цифровой эпохе. Мы узнали у фотографов, почему они до сих пор снимают на Polaroid и в чем ему уступает цифровая фотография.

История вопроса

В Россию камеры Polaroid пришли в 1990-е годы и сразу начали пользоваться большим спросом. Фотоаппараты были во многих семьях, а кассеты для них продавались в обычных ларьках. В стране открылось собственное производство — Polaroid Supercolor 635 CL и Polaroid 636 Closeup производились на московском предприятии "Светозор" по американской лицензии. 

© AP PhotoАвтопортрет Энди Уорхола, снятый на Polaroid
Автопортрет Энди Уорхола, снятый на Polaroid

К началу "нулевых" Polaroid вытеснили с рынка компактные цифровые фотоаппараты. Кассеты, без которых камеры не работали, достать стало сложнее, а потом и вовсе невозможно.

Несколько лет назад мгновенная фотография в России начала переживать вторую волну популярности. 

Владимир Яроцкий, фотограф

"Появление на рынке Polaroid обеспечило большой рывок в любительской фотографии. Во-первых, до него камеры были с ручными настройками, для работы с ними нужно было обладать хотя бы минимальными знаниями о том, что такое выдержка и диафрагма. Во-вторых, процесс ускорился — время на проявку и печать пленки больше не требовалось. Первую полностью автоматическую камеру Polaroid — SX-70 — начали производить в 1972 году. 

Если рассматривать Polaroid с точки зрения искусства, то это тоже определенный рывок. Камера делала единичный отпечаток. Это штучный продукт. Полностью искусство. Энди Уорхол  и Роберт Мэпплторп делали снимки на Polaroid. Многие профессиональные фотографы того времени, особенно студийные, первый технический кадр делали на Polaroid, чтобы понять, правильно ли поставлен свет в студии. И кто-то после признавался, что эти технические кадры оказывались одними из лучших. 

© AFP 2020 / Emmanuel DunandПортрет Фарры Фосетт снятый на Polaroid Энди Уорхолом на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке
Портрет Фарры Фосетт снятый на Polaroid Энди Уорхолом на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке

Говорить о том, что Polaroid куда-то исчезал, не совсем верно. В нашем понимании те же Fujifilm Instax появились только недавно, хотя в Японии они очень давно продаются. То есть в глобальном смысле этот тип фотографии никуда не исчезал. 

Люди любят артефакты. В современной цифровой эпохе им не хватает писем, написанных вручную, чего-то такого, что оставило бы осязаемое свидетельство момента. Именно по этой причине мы до сих пор пользуемся Polaroid".

Сейчас

Леонид Воложин, владелец магазина Wonderfoto

"Если говорить о России, то самые популярные камеры — это Fujifilm. Причина проста: у них самый дешевый снимок. Одна фотография классического Polaroid стоит 220 рублей, а у них — 60. Fujifilm также работают по схеме минимальной наценки (200-500 рублей). Они хотят, чтобы камеры продавались везде. На выходе — плохой сервис. У классических камер нормальная наценка, хороший сервис и полная поддержка. Люди, которые их покупают, действительно ценят то, что делают. 

В моем магазине есть услуга аренды Polaroid, и она очень популярна. Это помогает нам держаться на плаву. Многие из арендаторов в итоге покупают камеру себе. 

© AP Photo / Lefteris PitarakisПортрет Мика Джаггера снятый на Polaroid Энди Уорхолом на аукционе Christie's в Лондоне
Портрет Мика Джаггера снятый на Polaroid Энди Уорхолом на аукционе Christie's в Лондоне

Сейчас есть тенденция к минимализму: камера должна быть маленькой, чтобы ее было легко брать с собой. Разумеется, всем хочется, чтобы снимок был как можно дешевле (даже в ущерб качеству). Еще одно требование: камера должна сохранять снимок в цифровом варианте. Это абсурд и предательство концепции моментальной фотографии. Люди не хотят ничего делать, хотят жать на одну кнопку и чтобы все было идеально. 

Я сам снимаю на Polaroid sx-70 Sonar и на Polaroid Land 250. Я также снимал на задник Polaroid, установленный на Hasselblad. Сейчас работаю с пленкой 35мм, а Polaroid в основном беру в поездки. Главное его преимущество – каждый снимок уникален. Далее – все зависит от меня. Когда получается кадр, я им горжусь. Но даже испорченные снимки – это основа для творчества. Из них можно сделать коллаж, нарисовать на них что-то, снять эмульсию. Я, наверное, единственный в России фотограф, который специализируется именно на Polaroid. 

© AFP 2020 / Emmanuel DunandСнимки Энди Уорхола снятые на Polaroid на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке
Снимки Энди Уорхола снятые на Polaroid на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке

Когда появляется идея снять что-то для себя и именно на Polaroid, то я это и делаю. Беру камеру с собой в отпуска и поездки. Если говорить про работу, то в Москве весь сезон работаю на свадьбах, но снимаю, правда, 90% материала на Fujifilm из-за цены и быстрой проявки. В другие времена года работаю на выставках, корпоративах, кинопремьерах. 

Многие устали от цифровой фотографии. Гигабайты снимков, которые ты просто перекачиваешь из телефона в компьютер. Недаром появились будки для печати фотографий. Людям хочется иметь что-то материальное"

Варя Кожевникова, фотограф

"Фотография — это удобный для меня способ исследования жизни. Поэтому и темы такие: "что вижу, то пою". Ежедневно я пользуюсь разной техникой. Люблю компактные камеры, цифровые и пленочные. Люблю Polaroid и старого поколения, и нового. И камеру телефона, хоть она и еле дышит, тоже люблю. Цифра — это скорость. Пленка — это процесс. Polaroid — это готовый отпечаток. Вот так примерно выбираю, когда собираюсь на съемку. Фотоаппарат — это инструмент. Делать культ из этого инструмента — задача маркетологов. Дело не в камере, не в ее цене, не в ее умениях. Все зависит от контекста фотографии, от ее содержания — под это выбирается способ выражения.

© Фото : предоставлено авторомФотография Вари Кожевниковой
Фотография Вари Кожевниковой

Цифровые и пленочные фотографии я печатаю редко, потому что ленюсь, да и дорого это. Когда я снимаю на Polaroid, то прохожу все стадии съемки: увидела, откадрировала, нажала на спуск и получила готовую фотографию. Ее можно потрогать, вклеить в альбом, подарить. Так с этими отпечатками и поступаю. Еще один пункт про полароиды — это цвета. На холоде отпечатки проявляются с синим оттенком. В тепле, когда солнечно, Polaroid дает более естественную цветопередачу, без синевы. В инструкции к кассетам есть точные определения "тепла" и "холода". Не пробовала, но знаю, что есть дуахромные кассеты — черно-желтая, черно-красная, черно-розовая цветопередача. Такой вот простор для творчества, если вы хотите что-то сказать с помощью цвета.

© Фото : предоставлено авторомФотография Вари Кожевниковой
Фотография Вари Кожевниковой

Мне нравится снимать на Polaroid сокровенные, личные моменты из моей жизни. Когда свет проходит через листву за моим окном и падает на стол или на пол, и в этом свете происходит что-то важное для меня, — это повод сделать снимок на Polaroid. По цветам получается нежно, как и хотелось. Когда уезжаю из города в путешествие, — это тоже повод снимать на Polaroid, потом эти картинки легко сложить в воспоминания. Они ни где-то на компьютере, они рядом — висят на холодильнике. На последний день рождения мне подарили современный Polaroid, для него кассеты стоят дешевле, поэтому им я пользуюсь практически каждый день. И с помощью этих фотографий веду свой дневник: в тетрадь вклеиваю карточку и записываю, как полагается, "дорогой дневник, сегодня такое было".

© Фото : предоставлено авторомФотография Вари Кожевниковой
Фотография Вари Кожевниковой
Алексей Белов, фотограф
"Я работаю с полароидными материалами, а также с другими материалами для мгновенной фотографии, более 15 лет. Безусловно, в этом действе есть нечто магическое: изображение  на твердом носителе появляется спустя несколько минут после того, как сделан кадр.
 
Полароидные материалы во многом уникальны. Например, они позволяют на некоторых материалах получать сразу и позитивное изображение, и негатив для последующей печати. Или дают возможность нетрадиционного использования: перенос эмульсии и изображения, очень интересный цвет на разделяемых материалах и так далее.
© Фото : Алексей БеловТехника Polaroid emulsion lift
Техника Polaroid emulsion lift
Я как раз часто использую нетрадиционные техники. Например, Polaroid emulsion lift. Эмульсия со снимка отмачивается и переносится на другую поверхность, обычно акварельную бумагу, по принципу переводной картинки. Можно переносить изображение с нескольких карточек на одну поверхность – получается коллаж. 
© Фото : Алексей БеловТехника Polaroid image transfer
Техника Polaroid image transfer
Есть еще техника Polaroid image transfer. После съемки на разделяемые полароидные материалы негативная часть плотно прикатывается к другой поверхности. В результате можно получить изображения, напоминающие акварельные рисунки.
© Фото : Алексей БеловТехника Polaroid manipulation
Техника Polaroid manipulation
На некоторых интегральных полароидных материалах можно слегка подвигать эмульсию в течение некоторого времени после съемки, тогда получится интересный живописный эффект. 

Ну а в связи с относительной дороговизной материалов в последнее время практически исключается возможность случайных  кадров.  В некотором роде это приводит к утрате естественности изображения, но, с другой стороны, почти каждый кадр – результат работы автора. Это чувствуется почти в каждом снимке".
Рекомендуем
Мужчина в противогазе в Лондоне
В британской разведке назвали версии возникновения коронавируса
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала