ПАРИЖ, 6 мая — РИА Новости. "День тишины" наступил во Франции за сутки до дня голосования: в воскресенье французы пойдут на избирательные участки, чтобы определить нового президента страны на ближайшие пять лет.
Избирательная кампания во Франции получилась спорной, скандальной и принесла много сюрпризов, главный из которых — вылет из борьбы кандидатов от традиционных партий. На протяжении десятилетий пост президента занимали либо социалисты, либо правые, которые менялись между собой в зависимости от предпочтений избирателей и ситуации в стране, а представители остальных политических образований только создавали фон. В этот раз все изменилось.
Поражение Саркози и отказ Олланда
Первой неожиданностью в ноябре прошлого года стал вылет из борьбы за право баллотироваться от правоцентристских "Республиканцев" — крупнейшей оппозиционной партии — экс-президента Николя Саркози: он потерпел поражение уже в первом туре праймериз. Вопреки прогнозам, представлять себя на выборах избиратели правых и центра доверили экс-премьеру Франсуа Фийону, который во втором туре "первичек" уверенно обошел другого политического тяжеловеса, бывшего председателя правительства Алена Жюппе.
Свой непростой выбор Олланд объяснил пониманием того, что выдвижение его кандидатуры "может поставить под угрозу единство левых сил во Франции". После этого из политики он практически исчез: даже не смотрел дебаты претендентов от своей родной Соцпартии, предпочитая им то поход в театр, то зарубежное турне.
Голосование получилось протестное: в конце января левые избиратели сказали "нет" французской власти и Вальсу как ее представителю — слишком велико оказалось недовольство результатами пятилетки Франсуа Олланда и его команды. Миссия по объединению разрываемой противоречиями Соцпартии была возложена на Бенуа Амона, но с этой непростой задачей справиться ему не удалось: в первом туре он набрал лишь 6,36% голосов.
Лидерство Макрона и Ле Пен
Эммануэль Макрон: неожиданный фаворит традиционной закалки >>
Марин Ле Пен: женщина, бросившая вызов политической системе Франции >>
Самовыдвижение в обход правящей Социалистической партии министра, который сыграл важную роль в пятилетнем правлении Олланда, в определенный момент многими воспринималось как однозначный разрыв с непопулярным главой государства, едва ли не предательство и скандал — Макрон даже не стал дожидаться, когда Олланд объявит о своем отказе участвовать в выборах. Однако другие наблюдатели убеждены, что политический проект Макрона может расцениваться как попытка реинкарнации "молодого Олланда".
За два дня до первого тура Макрон заявил, что не намерен менять свою программу, чтобы угодить чужим избирателям. В интервью радиостанции RTL кандидат отметил, что не собирается завлекать сторонников правоцентристов обещанием отменить однополые браки или же отказаться от реформы трудового законодательства. Но некоторые коррективы в свои заявления между двумя турами Макрон все же внес. Так, в комментарии телеканалу Би-би-си кандидат, известный своей проевропейской позицией, заявил, что "позволять ЕС продолжать функционировать как сейчас было бы предательством".
Немного сменила позиции и Марин Ле Пен. Для того чтобы привлечь как можно больше избирателей из числа тех, кто поддерживал проигравших первый тур политиков, она попробовала смягчить свою риторику, в частности, в отношении того, что касалось планов по выходу Франции из ЕС, а также заявила, что временно отошла от партийных дел, сконцентрировавшись на президентской гонке. Ей также удалось привлечь на свою сторону Николя Дюпон-Эньяна, в первом туре получившего 4,7% голосов: в случае избрания Ле Пен именно он должен стать ее премьер-министром.
В результате лучшим был признан Макрон, которому все же удалось вернуть хладнокровие и продемонстрировать определенный статус, тогда как Ле Пен не показала себя как возможный президент республики, так и оставшись в образе оппозиционера, единственная цель которого — атаковать представителя власти.
Результат предопределен?
Так, избиратели кандидата от "Республиканцев" Франсуа Фийона поделились следующим образом: 58% признали более убедительным Макрона, 38% высказались за Ле Пен. Две трети (66%) избирателей лидера "Непокорившейся Франции", представителя крайне левых Жан-Люка Меланшона также отдали предпочтение Макрону, Ле Пен — 30%.
По данным опубликованного в пятницу опроса компании Ifop, за два дня до второго тура 63% респондентов заявили, что готовы отдать свой голос за Макрона. Таким образом, его рейтинг достиг своего максимума с 23 апреля, когда прошел первый тур, и практически приблизился к максимальному рейтингу начала февраля — тогда 64% французов готовы были поддержать экс-министра экономики во втором туре. Ле Пен может получить 37%.
Между тем, ставшая классической во Франции схема сработала в очередной раз: оппоненты "Национального фронта" тычут пальцем в прилипший ранее ярлык, называя его ультраправым, несистемным, нереспубликанским, избиратели это принимают. Ранее практически всегда (в 2012 году Нацфронту все же удалось провести в Национальное собрание двух депутатов — из 577) выход во второй тур выборов разного уровня против кандидата от Нацфронта означал легкую победу для его противника, будь он правым или левым.
Другие новости о выборах президента во Франции >>