МОСКВА, 4 мая – РИА Новости. Математики из Санкт-Петербурга раскрыли секрет работы "сарафанного радио", создав компьютерную программу, способную предсказывать вирусное распространение информации в соцсетях и по телефону. Алгоритм и выводы ученых опубликованы в Journal of Computational Science.
"В нашей модели, как и в реальности, абонент способен забыть новость после разговора, если она для него не важна или не актуальна. Цепь может оборваться и тогда, когда человек звонит дальнему знакомому, которого сообщение не интересует. Мы учли это и создали формулу, определяющую вероятность передачи информации между агентами", – рассказывает Александр Вишератин из петербургского Университета ИТМО.
Заразная информация
В последние годы ученые активно изучают, какие принципы управляют поведением больших групп людей. По их мнению, сейчас это критически необходимо для понимания того, как распространяются эпидемии опасных болезней типа Эболы.
К примеру, американские математики исследовали, как работает "коллективный разум" толпы, а также какую роль играл Twitter в организации "арабской весны". В свою очередь, ученые из Университета ИТМО недавно выяснили, как возникает консенсус в обществе и СМИ и что им управляет.
На этот раз петербургские программисты и математики обратили внимание на так называемое "сарафанное радио" — вирусное распространение информации среди родственников, друзей, знакомых, знакомых знакомых и так далее.
Как отмечают ученые, в кризисных ситуациях, таких как стихийные бедствия или война, "сарафанное радио" часто становится единственным источником информации (или дезинформации). Его чрезмерная активность может вызвать массовую панику, перегрузку сетей и другие негативные последствия. Их можно ликвидировать, если знать, как как распространяется информация.
Для решения этой проблемы ученые из Университета ИТМО создали компьютерную модель сотовой сети, которая состоит из виртуальных абонентов, сети контактов между ними и нескольких путей передачи информации. Ее архитектура, имитирующая общение людей в реальной жизни, была построена на данных по звонкам, собранных авторами статьи при опросах нескольких десятков добровольцев.
У каждого "жителя" такой сети есть набор связей с "соседями" и "родственниками" — часть из них сильнее, другая – слабее. Когда что-то случается, абонент может передать информацию всем контактам, отдавая приоритет более важным.
Математика общения
Наблюдая за "общением" абонентов, российские ученые научились определять, с какой скоростью и как распространяется информация по "сарафанному радио", а также находить людей, играющих ключевую роль в этом процессе.
К примеру, ученые обнаружили три типа участников таких сетей — это обычные люди, "занятые" и организаторы. Последние, к примеру, часто звонят как обычным, так и занятым людям, но разговоры между ними бывают короткими, а обычные люди, доля которых составляет 94%, звонят реже, говорят дольше и чаще обращаются к контактам из своего ближнего круга.
Скорость распространения информации зависит от того, о чем идет речь, был ли звонок экстренным или обычным, а также от типа ньюсмейкеров. К примеру, если новость сперва попала к "организаторам", она распространится быстрее. В результате математики составили формулу, позволяющую предсказать вероятностью распространения информации.
Что интересно, обычные новости распространяются очень медленно на первых этапах и взрывообразно — после появления некой "критической массы" людей, которым они известны. Подобный фактор, как считают ученые, следует учитывать при изучении "вирусной" рекламы и других форм "сарафанного радио".
"Чтобы двигаться дальше, нам нужно настроить модель на данных сотен тысяч абонентов. Сюда входят сведения о покрытии вышек связи, о том, сколько абонентов к ним подключено, когда вызов переключается с вышки на вышку, по каким причинам люди теряют сеть. Этой информации уже нет в открытом доступе, и только мобильные операторы способны ее анонимизировать и предоставить нам. Но ни с кем из них мы пока не смогли договориться", — заключает Вишератин.