МОСКВА, 4 апр — РИА Новости. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев прибывает во вторник в Россию с двухдневным государственным визитом.
По мнению экспертов, опрошенных РИА Новости, сюрпризов от переговоров узбекского лидера в РФ ждать не стоит, визит нацелен на сохранение определенного уровня отношений Ташкента с Москвой.
Государственный визит — это высшая категория официальных поездок представителей зарубежных стран в РФ. Осуществляется на уровне глав государств и в большинстве случаев наносится только один раз за время их пребывания в должности.
Как раньше
Мирзиеев стал сначала исполняющим обязанности, а затем и полноправным президентом Узбекистана после того, как 2 сентября 2016 года от инсульта в возрасте 78 лет скончался предыдущий лидер Ислам Каримов, руководивший республикой с 1989 года. Чего ждать от нового главы государства, в том числе в сфере внешней политики, тогда можно было только догадываться. И это при том, что Мирзиеев далеко не новичок в политической жизни Узбекистана – только на посту премьер-министра, с которого он и ушел в президенты, политик пробыл 13 лет. Но известно о нем было немногое: технократ и хозяйственник, нередко применяющий методы жесткого административного воздействия для достижения результата.
Эксперты считают, что и в ходе визита Мирзиеева в Москву сюрпризов не будет. "Мирзиеев дал понять, что основным моментам, стратегическим моментам политики Каримова он будет следовать… Поэтому можно надеяться на более стабильные отношения между Россией и Узбекистаном", — отметил в беседе с РИА Новости директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев.
Однако, по его мнению, Ташкент по-прежнему аккуратно будет избегать участия в интеграционных объединениях, продвигаемых российской стороной. Речь идет об ОДКБ и ЕАЭС. "Быстрого продвижения, превращения Узбекистана в стратегического партнера на уровне Казахстана ожидать не приходится. Здесь, на мой взгляд, не нужно строить каких-то излишних надежд", — считает эксперт.
С ним согласен и глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.
"Думаю, что в рамках действующего визита в Россию, скорее всего, президент Узбекистана постарается продемонстрировать намерения сохранять определенный уровень отношений с Москвой и желание сохранить ряд существующих видов сотрудничества в сфере экономики и безопасности", — добавил Мендкович.
Ценный партнер по борьбе с терроризмом
О чем же можно договариваться с партнером, который с одной стороны заверяет в дружбе, а с другой – на более тесную интеграцию не идет? По мнению экспертов, не в последнюю очередь – о вопросах безопасности.
"В сфере стратегической Узбекистан очень ценный партнер, поскольку занимает центральное положение в Центральной Азии. Там сейчас очень много вызовов и угроз, связанных с тяжелой ситуацией как в Афганистане, так и на Ближнем Востоке", — указал Казанцев.
Мендкович также считает, что если говорить о точках соприкосновения, прежде всего, речь идет о вопросах безопасности.
"До тех пор пока нам не удалось нейтрализовать афганскую угрозу, угрозу экстремизма и терроризма с территории Афганистана, необходимо тесное сотрудничество всех стран Центральной Азии, граничащих с Афганистаном. В их число, естественно, входит и Узбекистан. Здесь нужна и координация, и диалог, какие-то, возможно, совместные меры по защите границ" — указал он.
Экономические реализм
Несомненно, будут обсуждаться в ходе поездки Мирзиеева в Москву и вопросы экономики. Ожидается, что по итогам визита планируется подписание пакета межправительственных, межведомственных и коммерческих документов. О каких-то очень крупных суммах, наверное, говорить не приходится.
И все же ранее Узбекистан заявлял о намерении существенно расширить товарооборот с Россией, который по итогам 2016 года сократился на 5% по сравнению с 2015 годом — до 4,2 миллиарда долларов. Вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов, в частности, говорил, что узбекские предприятия могут существенно расширить поставки в РФ легковых и грузовых автомобилей, автобусов, химической и нефтехимической продукции, текстильной и кожевенно-обувной продукции, электрического и механического оборудования, бытовой техники, кабельно-проводниковой продукции, строительных материалов.
По его словам, Узбекистан, со своей стороны, готов закупать у России продукцию производственно-технического назначения, в том числе, нефть, металлопрокат и трубы, древесину, лес, лесоматериалы, различное механическое и электрическое оборудование, химическую продукцию, бумажные изделия, фармацевтические препараты, специальные транспортные средства и многое другое.
В свою очередь пресс-служба правительства РФ ранее сообщала, что Узбекистан входит в число основных торгово-экономических партнеров России на пространстве СНГ. "РФ с долей в 17,2% узбекского внешнеторгового оборота по итогам 2016 года занимает второе место среди всех торговых партнеров Узбекистана. Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, в 2016 году удалось сохранить физические объемы двусторонней торговли, а по целому ряду отраслей обеспечить их значительный рост", — отмечалось в сообщении.
В качестве причин, сдерживающих взаимную торговлю, узбекская сторона называет ограничения в доступе на российский рынок товаров легкой промышленности, а также существующий в РФ утилизационный сбор для автомобилей, произведенных в Узбекистане. В свою очередь российская сторона выступает за отмену или снижение в Узбекистане акцизного налога на трубы и ряд товаров пищевой промышленности.
Кроме этого, другая российская компания — "Газпром" — недавно договорилась с Ташкентом впервые подписать пятилетний контракт на закупку природного газа из Узбекистана. Ранее сообщалось, что "Газпром" планирует в 2017 году закупить в Узбекистане 5 миллиардов кубометров природного газа против 6,2 миллиарда кубометров по итогам 2016 года. В рамках еще одного проекта Gas Project Development Central Asia (дочерняя структура Gazprom International) и Узбекнефтегаз планируют начать добычу газа на месторождениях на Устюрте. Проект предусматривает создание в течение ближайших 10 лет мощностей по добыче 1,5 миллиарда кубометров газа и 76 тысяч тонн конденсата. Объем инвестиций может составить 700 миллионов долларов.