МОСКВА, 28 мар — РИА Новости, Андрей Веселов. В Москву прибыл президент Ирана Хасан Роухани, который в понедельник встретился с премьер-министром Дмитрием Медведевым, а во вторник должен провести переговоры с президентом Владимиром Путиным. Диалог с Тегераном Москва выстраивает на фоне сближения Саудовской Аравии с Вашингтоном. Саудиты и Исламская Республика находятся в состоянии перманентного конфликта и поэтому ищут внешних сильных союзников.
Но на пути сближения Вашингтона и саудитов оказался коллективный иск американских граждан против Эр-Рияда, которые обвиняют власти королевства в поддержке террористической организации "Аль-Каида"*.
Но договориться сторонам было непросто.
Деньги превыше людей
Во-первых, в ходе предвыборной кампании Трамп обрушился с критикой на очень и очень многие страны. Саудовской Аравии своя порция критики также досталась. "Мы не получаем ровным счетом ничего в обмен на те поистине гигантские услуги, которые предоставляем по обороне некоторых стран. И Саудовская Аравия — одна из них", — заявил политик в интервью The New York Times. В ходе митинга в Лас-Вегасе летом прошлого года Трамп называл Эр-Рияд "вечным должником" и настаивал, что без военных помощи и баз США Саудовская Аравия "не продержалась бы и неделю".
Эмиры гадали, чего же им ждать от экспрессивного нового президента США. Но все обошлось. Коммерсант внутри Трампа в саудовском случае победил шоумена-популиста.
Акт JASTA был принят в самом конце президентства Обамы, но не был специальной "бомбой" под Трампа. Предшественник наложил вето на этот закон, но конгресс вето преодолел — впервые за весь срок Обамы. Демократы голосовали за JASTA, потому что действительно верили в справедливость такого закона, а республиканцы — дабы "насолить" президенту-демократу.
В любом случае разбираться с этим наследием придется новой администрации США, и это "болевая точка" для американо-саудовских отношений.
Вынужденная дружба
Кроме того, Иран, освобожденный из-под санкций после "ядерной сделки", выходит на новые рынки сбыта углеводородов и, по данным The Wall Street Journal, начинает теснить Саудовскую Аравию. Пробует себя Исламская Республика и на других рынках.
Естественным переговорщиком в этой ситуации для Ирана становится Москва, никаких формальных — политических или экономических — препятствий для самого разного рода соглашений на этом пути нет. Это выгодно отличает российско-иранское сотрудничество от американо-саудовского. Правда, и совместных хозяйственных проектов пока на порядок меньше.
*Террористическая организация, запрещена на территории России.