Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий в эти дни находится с официальным визитом в Токио и уже успел сделать громкое заявление, предложив Японии провести совместные военные учения и выразив надежду на дальнейшее усиление роли Японии в мирном урегулировании ситуации на Украине. Парубий напомнил, что ранее был секретарем Совета по государственной безопасности и обороне Украинского государства и превосходно осведомлен в вопросах безопасности.
Пока в японском парламенте размышляют над неординарным предложением украинской стороны, заметим, что "оборонная" идея возникла не на пустом месте. За минувшие два года Япония пожертвовала на укрепление ВСУ 1,85 миллиарда долларов — больше всех других стран-спонсоров украинской армии вместе взятых.
Роль Запада
Украинский Майдан имеет заокеанские корни, поэтому те или иные предложения в Токио могут оказаться не экспромтом Андрея Парубия, известного крикливыми и беспочвенными заявлениями, а одной из проработанных западными специалистами схем (программ) реального двустороннего взаимодействия войск и сил Украины и Японии.
Сложно прогнозировать судьбу украинской инициативы. Совместным военным учениям и военно-техническому сотрудничеству Киева и Токио объективно ничто не препятствует. Японское правительство в 2014 году разрешило применять силы самообороны за пределами страны, и парламент в 2015 году принял соответствующий закон.
Совместные учения
Только в минувшем году ВСУ участвовали в десяти многонациональных учениях, шесть из которых состоялись за пределами Украины — Saber Guardian и Light Avalanche в Румынии, Flaming Thunder и Flaming Sword в Литве, REGEX-2016 в Боснии и Герцеговине, Anaconda в Польше.
В рамках программы сотрудничества с НАТО "Партнерство во имя мира" на Украине подо Львовом с 2006 года регулярно проходят украино-американские маневры Rapid Trident 2016 (Быстрый трезубец) с участием военнослужащих из 13 стран. Цель Rapid Trident — обмен боевым опытом и подготовка к совместным действиям в составе многонациональных сил во время коалиционных операций (в которых Украина активно участвует).
И все же до поры Япония оставалась в тени.
Непризнанные итоги войны
На Востоке украинская дипломатия неслучайно проявляет "оборонную" активность в условиях обострения "северной боли" Токио.
Российский министр обороны Сергей Шойгу заявил 22 февраля, что в 2017 году на Курильских островах будет размещена новая дивизия. Ранее на островах появились новые ракетные комплексы "Бастион". Это вызвало политическую турбулентность в Японии, где многие считают, что российские войска на "северных территориях" противоречат концепции мирного сосуществования, что Россия на протяжении более семидесяти лет незаконно владеет островами Итуруп и Кунашир, и сегодня Москва в очередной раз втыкает "нож в спину оппонента".
Заметим, Курильские острова принадлежат СССР и России по итогам Второй мировой войны, российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление. Отдельные японские издания подробнейшим образом рассказывают об этом, отмечая: "Россия не может вести переговоры о мирном договоре и возврате территорий в свете того, что Япония не признает результаты Второй мировой войны".
Украинская оборонная инициатива в Токио с красноречивыми жестами в сторону "агрессивной России" никак не повлияет на судьбу южных Курил.
Роль Японии в мирном урегулировании вооруженного конфликта в Донбассе тем более неочевидна. Старания Парубия и возможный украино-японский военный альянс — стратегически бесперспективны.