Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
В среду американский сенат утвердил кандидатуру Рекса Тиллерсона на пост государственного секретаря США. В тот же день вице-президент Майкл Пенс в присутствии президента Дональда Трампа привел нового главу внешнеполитического ведомства страны к присяге.
"Этот человек пользуется уважением в мире и сейчас начинает свое самое важное путешествие", — сказал Трамп, напутствуя Тиллерсона. Он выразил уверенность в том, что его избранник привнесет в работу государственного департамента свои уникальные навыки.
По словам президента, США "должны во внешней политике укреплять стабильность и безопасность". При этом Трамп признал, что зачастую "мы находимся в ловушке насилия и войны" и отметил "важность укрепления существующих и создания новых альянсов США для расширения американских стратегических интересов и безопасности".
Тиллерсон в ответ пообещал "представлять весь американский народ".
Крутой вираж после долгого пути
Утверждение Рекса Тиллерсона в сенате оказалось не таким безнадежно долгим и трудным, как предсказывали многие аналитики. Хотя и единодушным решение сенаторов назвать все же нельзя: "за" высказались 56 человек, "против" — 43, еще один сенатор не участвовал в голосовании.
Главные причины, по которым все сенаторы-демократы и ряд сенаторов-республиканцев сомневались в пригодности Тиллерсона на роль госсекретаря, сводились к двум моментам.
Во-первых, его считали и продолжают считать "пророссийским". Мало того, тесно связанным лично с Владимиром Путиным: шутка ли — быть награжденным в Кремле российским орденом. Во-вторых, он как руководитель крупной нефтяной корпорации имеет собственные бизнес-интересы в разных уголках мира, но при этом не обладает никаким опытом дипломатической работы.
В конце 90-х — начале 2000-х Тиллерсон представлял интересы корпорации в республиках бывшего СССР, и именно тогда, по его словам, познакомился с Владимиром Путиным. Два года спустя, после подписания в 2011 году соглашения между ExxonMobil и российской компанией "Роснефть" о совместной разработке месторождений на арктическом шельфе и в Сибири, он был приглашен в Кремль для вручения ему ордена Дружбы.
Будучи еще во главе корпорации, Тиллерсон не раз критически высказывался о политике администрации Барака Обамы в отношении России, с которой, считал он, необходимо не враждовать, а дружить и выстраивать партнерские отношения. Критиковал он и политику антироссийских санкций. За что прослыл еще более "пророссийским", чем сам Дональд Трамп.
Трамп же сразу после своей инаугурации предложил Тиллерсону пост государственного секретаря. Председатель совета директоров ExxonMobil предложение принял, решившись в 64 года на самый крутой в своей жизни вираж.
Тактика преодоления
Первые слушания Рекса Тиллерсона в сенате — в комитете по международным отношениям — американская пресса назвала "допросом". Он продолжался без малого девять часов, и то, как он прошел, во многом определило успех его дальнейшего утверждения на должность главного американского дипломата.
Собственно, уже в общении с сенаторами бизнесмен продемонстрировал незаурядные дипломатические качества. Он успешно обходил расставленные ему ловушки и не позволял "поймать" себя на каверзных и провокационных вопросах.
Он осудил боевые действия российских ВКС в Сирии, но категорически отказался назвать Владимира Путина "военным преступником", как того требовал сенатор-республиканец Марко Рубио.
Он согласился с тем, что Россия представляет угрозу для США и является непредсказуемой в продвижении своих интересов, но при этом заявил, что, хотя соперничество с Москвой в некоторых областях неминуемо сохранится, необходимо развивать сотрудничество с ней там, где это возможно, строя его на взаимных интересах.
Он согласился и с тем, что США должны поддерживать статус-кво своих санкций в отношении России, но лишь пока Вашингтон не выработает линию своего поведения с ней.
Наконец, он согласился с тем, что Россия незаконно оккупировала Крым, однако тут же сформулировал условия, при котором Соединенные Штаты могли бы согласиться считать Крым российским. "Единственный способ, при котором это возможно, — более широкое соглашение, уважающее интересы украинского народа. Без него мы никогда не должны признавать это", — сказал Тиллерсон о присоединении Крыма.
Очень похоже проходило и обсуждение его кандидатуры всем составом сената. Оно было горячим: так же нападали демократы, так же почти каждый из них касался российской темы. И так же, не покидая русло актуальной американской политики в отношении России, он почти в каждом ответе позволял себе оставить какую-то лазейку, дающую шанс на изменение этой политики в будущем. Открытым остается лишь вопрос, будут ли эти шансы использованы.
Переход в иное качество
Рекс Тиллерсон просто не мог выступать в сенате иначе — и не только потому, что большинство сенаторов достаточно жестко настроено по отношению к России. Как будущий политик, выражающий волю своего государства, он обязан следовать единой позиции, выработанной американскими законодателями, считает политолог Евгений Минченко. Кроме того, было бы крайне наивно считать Тиллерсона этаким "пророссийским голубем", который будет пытаться творить мир вопреки воле Капитолийского холма, утверждает он.
"Если в конгрессе есть какой-то критический консенсус относительно ситуации на Украине, то он не может идти против него. Если выработано какое-то общее отношение к ситуации в Сирии, то он также не может идти против него. Пока он делает лишь заявления — реальная политика может значительно отличаться, и она не будет продолжением политики Барака Обамы", — говорит Евгений Минченко.
Перейдя из бизнеса в дипломатию, Рекс Тиллерсон не сможет позволить себе сохранить прежнюю линию поведения с руководителями стран, с которыми он общался на посту главы корпорации. Прежде ему необходимо было выстраивать конструктивные отношения с теми государствами, с которыми приходилось работать. Теперь — в новом дипломатическом качестве — ему придется следовать в русле политики своей страны, а она отнюдь не всегда может быть такой доброжелательной, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
В то же время опыт, навыки, изначально миролюбивая позиция нового госсекретаря могут стать именно тем, что способно вывести российско-американские отношения из нынешнего тупика, полагает аналитик.
Степень самостоятельности
Эксперт отмечает, что опыт международной дипломатии, выходящий за рамки сугубо экономических вопросов, у Тиллерсона есть, хотя это и несколько иной опыт, чем тот, что требуется главе американского внешнеполитического ведомства. И этот новый опыт ему предстоит набирать.
"Рекс Тиллерсон — фигура вполне самостоятельная, его связи довольно сильно пересекаются с группой базовой элитной поддержки Дональда Трампа, но в то же время они иные и достаточно мощные. Поэтому вполне резонно предположить, что он вряд ли станет "тенью" Трампа — скорее, мы увидим дипломата, умеющего по-своему исполнять ту политическую волю, в русле которой ему предстоит действовать", — говорит Юрий Бялый.
В качестве примера эксперт приводит разное отношение президента и госсекретаря к геоклиматическим проблемам. Тиллерсон считает их очень серьезными, а участие США в их преодолении обязательным. Трамп же в ходе своей предвыборной кампании неоднократно резко критически высказывался по данному поводу. То, что Тиллерсон продолжает сохранять свою позицию, показывает степень его самостоятельности.
В то же время взгляды президента и госсекретаря на возможность и необходимость выстраивания конструктивного диалога с Москвой в основном совпадают.