Компания ЮКОС обратилась в ЕСПЧ в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые расценила как незаконный отъем собственности. ЮКОС добивается от РФ возмещения более 98 миллиардов долларов.
Арбитражный суд Москвы в 2004-2005 годах взыскал с ЮКОСа в общей сложности более 300 миллиардов рублей задолженности по уплате налогов за 2000-2004 годы, а летом 2006 года нефтяная компания была признана банкротом. Кроме того, Арбитраж Москвы отказал в иске ЮКОСа о признании недействительным аукциона по продаже "Юганскнефтегаза" ("дочки" компании) и возмещении ему 388,3 миллиарда рублей убытков. Аффилированные с ЮКОСом компании также безуспешно судились в арбитражных судах в регионах РФ.
В конце января 2009 года ЕСПЧ признал жалобу ЮКОСа приемлемой в части принудительного исполнения налоговых решений, включая продажу "Юганскнефтегаза" (для взыскания налогов был принудительно продан с торгов основной актив ЮКОСа — 76,79% акций ОАО "Юганскнефтегаз"), а также в части удвоенных налоговых штрафов.
Публичные слушания по этому делу ЕСПЧ провел в марте 2010 года. После них истцы выразили надежду, что решение будет принято уже в 2010 году, тогда как Россия потребовала отказать в рассмотрении жалобы.
На слушаниях представитель ЮКОС заявил, что российские власти произвольно и незаконно начислили компании с 2000 года по 2003 год 19,6 миллиарда евро дополнительных налогов, пени и штрафных санкций, а "драконовское выполнение этих решений представляло собой экспроприацию".
Компания считает, что российские власти нарушили сразу шесть статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статью Протокола к Конвенции (статьи 1, 6, 7, 13, 14 и 18 Конвенции и статья 1 Протокола номер 1).
Требования компании учитывают оценки стоимости, якобы "известные правительству через российские судебные процедуры". Это базовая стоимость акций ЮКОСа в "Юганскнефтегазе" — 19,6 миллиона евро, стоимость других активов и возмещение потерянной прибыли вследствие "экспроприации".
Российская сторона, в свою очередь, настаивает, что ЮКОС в 2000-2003 годах использовал налоговые схемы в обход российского законодательства. Компания пользовалась льготным налогообложением в некоторых российских регионах. Ответчик также утверждает, что аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" проходил строго в рамках закона.
20 сентября 2011 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) частично признал действия российских налоговых органов в отношении нефтяной компании ЮКОС нарушением ее права на защиту собственности. Рассмотрев жалобу ЮКОСа, ЕСПЧ признал Россию нарушившей статью 1 протокола № 1 (защита собственности) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; при этом суд установил, что данные нарушения происходили в период с 2000 по 2001 год, тогда как ЮКОС просил признать нарушения с 2000 по 2003 год. Вместе с тем, ЕСПЧ не усмотрел политической подоплеки в судебных разбирательствах.
21 декабря 2011 года стало известно, что компания ЮКОС обжаловала в Большой палате Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) вынесенное в сентябре решение, в котором суд отказался признать процессы, приведшие к банкротству компании, политически мотивированными.
8 марта 2012 года ЕСПЧ принял решение об отказе в пересмотре дела ЮКОСа.
31 июля 2014 года было обнародовано решение ЕСПЧ, который постановил, что Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа около 1,9 миллиарда евро компенсации плюс налоги. В документе говорится, что "Россия должна выплатить акционерам ЮКОСа, существовавшим на момент ликвидации общества, или их приемникам и наследникам сумму в 1 866 104 634 евро в качестве компенсации материального ущерба, (а также) сумму в 300 тысяч евро судебных издержек". ЕСПЧ пришел к выводу, что компания-заявитель понесла материальный ущерб вследствие ретроспективного взыскания штрафов за налоговые правонарушения за 2000 и 2001 годы (1,3 миллиарда евро), 7% исполнительского сбора на эти штрафы (0,5 миллиарда евро), непропорционального характера исполнительных производств, который должен быть компенсирован.
Россия считает спорным решение ЕСПЧ по "делу ЮКОСа". Конституционный суд РФ проинформировал, что Россия, хотя и остается под юрисдикцией Страсбургского суда, но будет исполнять его решения только с учетом признания верховенства Конституции РФ.
В октябре 2016 года Минюст России обратился в Конституционный суд с запросом о возможности исполнения постановления ЕСПЧ по делу ОАО "НК "ЮКОС" от 31 июля 2014 года. Минюст России считает, что обязательства, возложенные на Россию оспариваемым постановлением, основаны на применении ЕСПЧ положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией России.
15 декабря 2016 года Конституционный суд РФ на открытом заседании рассмотрел запрос Минюста России о возможности не исполнять решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по "делу ЮКОСа". КС не поддержал не поддержал выплату 1,9 миллиарда евро акционерам компании.
На заседании суда представители всех органов власти указали, что решение ЕСПЧ исполнять не следует, так как оно не только вмешивается в суверенитет страны, но и помешает России исполнить свои бюджетные обязательства перед гражданами.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников