БЛАГОВЕЩЕНСК, 5 дек — РИА Новости, Елена Тимошенко. Популяризация российских продуктов за рубежом постепенно приносит свои плоды — особенно на таком перспективном для отечественных производителей рынке, как китайский: за уже прошедшие десять месяцев года экспорт продуктов из Амурской области в КНР почти сравнялся с вывозом товаров за весь прошлый год, следует из данных Благовещенской таможни.
Китай — ведущий партнер Амурской области во внешней торговле, в 2015 году впервые за 10 лет доля экспорта значительно превысила импорт, а поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в Поднебесную выросла почти в 8 раз, в 2016 году тенденция сохранилась.
"Аленке" — да, сыру — нет
Прямые поставки в КНР в том числе начала Благовещенская кондитерская фабрика "Зея" (входит в холдинг "Объединенные кондитеры"). Несладкий темный шоколад с большим содержанием какао, вафли, печенье и грильяжные конфеты потребители Поднебесной распробовали еще в 2015 году, во время Второй российско-китайской выставке ЭКСПО в Харбине. В прошлом году фабрика начала поставлять в Китай печенье "Коровка", ради экспорта в традиционную рецептуру добавили кальций и витамины, а также снизили содержание сахара, чтобы продукт можно было использовать и для детского питания, на экспорт пошел и ирис "Аленка".
"Начался подъем производства в кондитерской промышленности (на 7%,) в том числе по конфетам — на 87%, что связано в том числе с выходом Благовещенской кондитерской фабрики "Зея" на прямые поставки в КНР", — уточнила Тюшникова.
По данным минсельхоза области, в Китай также поставляется соевое масло, мука, мед, сахар, молочная продукция. "Китайцы очень любят наше сливочное масло и всю молочную продукцию. Единственное, не понимают вкус сыра", — пояснила Тюшникова.
Тайна русского мороженого
Российские товары стали доступны для китайского кошелька в конце 2014 после изменения ситуации на валютном рынке, но уже сейчас наметилась тенденция: предприниматели КНР хотят узнать технологию производства столь полюбившихся их соотечественникам продуктов. И особенно русского мороженого.
По ее словам, больше всего по вкусу потребителям из КНР пришелся пломбир.
"Наш классический белый пломбир на сливках. Китайцы особенно ценят именно его вкус", — пояснила собеседница агентства.
Как рассказал РИА Новости начальник управления международного образования и сотрудничества Благовещенского педагогического университета Николай Кухаренко, в китайском сознании все российское по определению качественное, а мороженое на рынке КНР вообще продвигает президент России Владимир Путин.
"По городу Хэйхэ (который отделяет от российского Благовещенска только река Амур — ред.) ездит мотороллер мороженщика и вот на нем наклеен банер, на котором Владимир Путин ест мороженое", — рассказал Кухаренко.
Российское — значит качественное
"Очень ценится в Китае наш амурский мед. Я часто наблюдал за коллегами из КНР в наших амурских магазинах. Приходилось объяснять им, что у меда есть свойство засахариваться. Потому что в Китае много подделок меда, там в нем много искусственных добавок и он остается всегда прозрачным", — объяснил Кухаренко особенности китайского потребления.
В магазинах КНР можно встретить муку "Алейка", гречку, пиво "Балтика".
По его словам, в последнее время вкусы жителей Поднебесной начали меняться. Например, в КНР распробовали красное сухое вино, хотя традиционно в этой стране из алкоголя употребляли пиво и водку.
"Красное сухое вино в Китае — это такой признак богемности, приобщение к Европе. А вот красную икру в КНР не любят. Для них это такая же экзотика, как для нас личинки тутового шелкопряда. В одну из поездок для меня, русского гостя, подали икру. На блюдце очень крупно порубили лук, положили большие куски масла и несколько ложек икры. И вот в таком виде подали",- привел пример кулинарных курьезов международного сотрудничества Кухаренко.
Для того, чтобы познакомится с особенностями русской кухни, у Китая времени более чем достаточно. Для приграничного Приамурья эта страна и дальше останется ведущим экономическим партнером.
"Все дело в логистике. Мы пробовали делать поставки в Японию, Корею, Вьетнам, но по логистике лучше всего — Китай", — пояснила Тюшникова.