Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Каждый год российские школы ждут перемен. Сначала вводили ЕГЭ. Потом, когда к этому привыкли, спешно добавили старшеклассникам обязательные сочинения. Те принялись вспоминать, что это вообще такое. В ГИА/ОГЭ (в 9 классах) были экзамены по двум обязательным предметам, с 2016 года к ним прибавились еще два экзамена по выбору учеников. А с 2018 года у девятиклассников ожидается еще один обязательный экзамен — по иностранному языку.
Самые обсуждаемые сейчас возможные перемены в школьном образовании — это новые уроки православия (всё не так, как многим показалось), расширение штата школьных психологов (давно пора) и введение в 11-х классах всероссийских проверочных работ по неосновным предметам (школьники, учителя и родители в легкой панике).
Уроки православия и школьные психологи
В Российской академии образования подтвердили, что проект предмета "православная культура" в школах не предполагает его обязательного включения в школьную программу, об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе академии.
Позже в Минобрнауки заявили, что появление предмета по изучению православной культуры как факультатива не является инициативой министерства.
Давно назрел вопрос о реформировании работы школьных психологов. Сейчас на одного специалиста приходится от полутора до двух тысяч детей — о какой действенной помощи можно говорить?
Нормативно-подушевое финансирование "очень больно" ударило по системе психологической помощи школьникам, происходит "вымывание кадров" из общего образования, заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева.
О необходимости перемен в этом направлении ранее говорила вице-премьер Ольга Голодец. После истории с гибелью подростков в Псковской области она сообщила, что правительство собирается усилить всю службу психологов, прежде всего школьных.
Вице-премьер пояснила, что сегодня психологи в школах ориентированы на детей, которые живут в заведомо неблагополучных семьях, а скрытое неблагополучие, дефицит времени у родителей зачастую приводят к серьезным последствиям.
Зачем усложнять жизнь будущим выпускникам?
Еще одно планируемое нововведение — Всероссийские проверочные работы (ВПР) по пяти неосновным предметам. Считается, что для выпускников это станет неким механизмом, направленным против "натаскивания" к ЕГЭ.
В Москве, по предварительным данным, в эксперименте участвуют около 100 школ. Станут ли подобные контрольные обязательными — пока неизвестно.
В Рособрнадзоре подчеркнули, что ВПР, которые в апреле-мае 2017 года будут проведены для выпускников 11 классов в режиме апробации по пяти предметам, не являются экзаменом.
Ученики, их родители и учителя, конечно, забеспокоились. Ведь ЕГЭ при этом никто не отменяет. В результате так называемые "натаскивания" останутся, только к ним прибавится подготовка по предметам, по которым выпускники не планируют сдавать госэкзамены.
Это может существенно затруднить подготовку к поступлению в вузы — ведь теперь много времени придется потратить на то, чтобы вспомнить предметы, которые в будущем не пригодятся по выбранной специальности.
Сдача госэкзаменов — большой стресс для выпускников, они сейчас загружены так, как нам и не снилось. Плюс еще каждый год происходят какие-то очередные перемены, и они чаще всего только усложняют школьную программу.
Неравнодушных родителей беспокоят и возросшие нагрузки на их детей, и — что немаловажно — возможные дополнительные затраты на репетиторов по неэкзаменационным предметам.
Но пока в Минобрнауки уверяют, что это будут обычные итоговые работы, результаты которых не будут учитываться при выставлении годовых отметок по предметам или при получении аттестата о среднем общем образовании.
В любом случае, остается непонятным: зачем преобразования вводятся именно для 11 классов? Почему каждый год в школьной программе появляется что-то новое (или хорошо забытое старое)? Если нужны реформы в образовании — не разумнее ли приступить к ним в начальной школе, или хотя бы с пятого класса, постепенно подготавливая будущих выпускников к новым реалиям, а не обрушивать на нынешних старшеклассников очередные испытания?
Если чиновникам не нравится уровень подготовки школьников, то почему за это в срочном порядке должны расплачиваться родители, расходы которых на подготовку детей к ЕГЭ и так велики?
Какие еще нововведения появятся в российских школах
1) Маленький "Сириус" в каждом регионе. Все наши дети талантливы, и мы должны этот талант выявить и взращивать", считает Ольга Васильева. Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости создания в регионах центров поддержки одаренных детей, аналогичных сочинскому "Сириусу".
2) Школьная олимпиада по научно-исследовательской деятельности появится в России, — об этом рассказала глава Минобрнауки Ольга Васильева на форуме "Будущие интеллектуальные лидеры России".
3) Названо пять направлений дополнительного образования, которые должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. "Эти пять направлений должны быть в каждой школе, и это требует очень мало затрат", — сказала Ольга Васильева на Съезде Российского движения школьников.
5) Учащиеся 11 классов в 2017 году напишут Всероссийские проверочные работы по географии, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на съезде учителей географии.
Этим будет компенсироваться "незначительный выбор школьников по географии мы в этом году" (очевидно, имеется в виду выбор ЕГЭ).