МОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Польская политика в отношении России строится на мифах, отношения с Москвой воспринимаются в черно-белых категориях, из-за чего страны практически не могут взаимодействовать, пишет экс-посол Польши в России Катажина Пелчинска-Наленч в статье в издании Polityka.
Первый миф заключается в том, что Россия якобы "плохая (агрессивная, лживая, недемократичная), и поэтому с ней не следует вести диалог". Именно эта установка определяет политику ("точнее, ее отсутствие") Варшавы. Однако если исходить из того, что общаться с "плохими" странами не следует, то надо отказаться и от контактов с Китаем и другими государствами. Но тем не менее, отношения Варшавы и Пекина развиваются, а "с Россией уже два десятилетия де-факто пребывают в замороженном состоянии". Польша уверена, что Москва угрожает ее национальной безопасности, отмечает Пелчинска-Наленч.
Второй миф состоит в том, что якобы любой диалог с восточным соседом "обречен на провал", потому что он по-прежнему идет на конфронтацию с Западом. Но тогда, рассуждает экс-дипломат, "следует перечеркнуть все достижения взаимодействия Запада и России после распада СССР", раз они в итоге привели к украинскому конфликту. "Этот миф гласит, что все "оттепели" в российско-польских отношениях были проявлением наивности Варшавы, которая позволяла обмануть себя ложными сигналами из Москвы: после каждого сближения вновь наступала эскалация". Такой подход говорит о непонимании Варшавой динамики в отношениях со сложными партнерами, пишет Пелчинска-Наленч.
Третий миф – "вести диалог с Россией означает предавать польские интересы". Но отсутствие диалога с Москвой говорит не о бессмысленности его самого, а о непрофессионализме польских политиков. "Громкие лозунги о защите польских интересов часто служат просто камуфляжем, за которым скрывается боязнь рисковать". Всегда найдутся вопросы, которые страны могут обсудить даже в периоды кризиса в отношениях, уверена экс-дипломат.
Четвертый миф – уверенность в том, что позиция Польши помешает другим странам проводить политику "оттепели" в отношениях с Россией. Но почти полное отсутствие диалога между Москвой и Варшавой не помешало другим членам Евросоюза наладить контакты с Кремлем. Не оглядываясь на Польшу, Москву в прошлом году посетили, в частности, премьер-министр Италии, вице-канцлер Германии, председатель Европейской комиссии, напоминает Пелчинска-Наленч. Не играет Польше на руку и стремление занять "крайнюю позицию по российским вопросам, чтобы среднее европейское мнение стало в отношении России более жестким".
Еще одно заблуждение — в том, что "бескомпромиссная политика Польши в отношении Москвы служит защите интересов Украины и Белоруссии". Но ни Киев, ни Минск не извлекают никакой выгоды из того, что у Польши нет контактов с Россией. Белоруссию беспокоит конфронтация России и Запада, а Украина ждет от Польши конкретной помощи, пишет Пелчинска-Наленч.
Последний миф заключается в том, что "Польша слишком слаба, чтобы добиться какого-то успеха в отношениях с Россией", а Москва и Запад договорятся "за спиной" у Варшавы. Но именно это и может произойти: "Польшу, занимающую в ЕС настолько радикальную позицию, что ее исключают из процессов принятия решений, становится слабой и просто напрашивается, чтобы все решалось без нее и без учета ее мнения", считает экс-дипломат.