МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. Очередное заявление о "российской угрозе" – на сей раз из уст главы MI5 Эндрю Паркера – отражает не только избитую риторику в стиле "новой холодной войны", но и заставляет задуматься над несколькими вопросами, пишет обозреватель газеты The Guardian Мэри Дежевски.
Главным, по мнению автора, является вопрос, почему власти Великобритании в целом и руководство спецслужб в частности так сконцентрированы на "предполагаемой угрозе со стороны России". Проголосовав за выход из Евросоюза, "мы показали, что сами можем нанести предположительно смертельный ущерб нашей национальной стабильности", и "зачем нам для этого Россия?", — иронизирует Дежевски.
"Холодная война" закончилась четверть века назад, Варшавского договора больше нет, СССР распался. Даже если Россия строит "империю", как заявляют на Западе, пока в ее активе только Крым и влияние на востоке Украины и в Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, Россия объявлена потенциальной "угрозой" для Запада. В то же время Эндрю Паркер заявил, в Великобритании находятся около трех тысяч "радикальных исламских экстремистов", а кибератаки – и не только со стороны России – являются угрозой будущего. Но между тем Россия остается "главной страшилкой", отмечает Дежевски.
Во-первых, обвинения в адрес России несут для Запада "малые издержки" – по тем или иным причинам отношения уже давно испорчены. В отношении России у Запада нет причин задумываться об инвестициях, как это было бы в случае с Китаем. А если бы британские власти применили жесткую риторику к исламскому терроризму, то в Британии могло бы начаться социальное и культурное противостояние, считает обозреватель.
Во-вторых, обвинения в адрес России помогают Соединенному Королевству быть на одной волне с США, где старожилы Конгресса и Пентагона никак не могут отказаться от старого способа мышления о "российской угрозе". Да и сейчас "российская карта" разыгрывается по полной во время предвыборной кампании в США и даже может изменить результаты выборов, и не в пользу кандидата от республиканцев Дональда Трампа, полагает Дежевски.
В-третьих, в "экспертном" сообществе уже давно преобладает консенсус о "сильной и злобной России". Правда, есть и молодые аналитики, которые занимают совсем другую позицию, но их голоса тонут в потоке "укоренившихся клише". Взять хотя бы нынешнего министра иностранных дел Британии Бориса Джонсона, который из журналиста, мыслившего реалистично, превратился в "свирепого сторонника холодной войны", напоминает колумнист.
Сложно понять, почему британские спецслужбы пытаются представить угрозу со стороны России серьезнее, чем угрозу со стороны джихадистов – возможно, у MI5 свои тайные соображения. Однако не исключено, что главный секрет в том, что "демонизировать Россию становится все сложнее". Сейчас в британском обществе все сильнее заметен скепсис по поводу обвинений в адрес Москвы, и дело не только в "кремлевских троллях". Возможно, скоро у британских властей не будет возможности запугивать граждан Россией, полагает Дежевски.