Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Руководитель службы контрразведки Великобритании MI5 Эндрю Паркер дал эксклюзивное интервью газете The Guardian. Это первое интервью главы секретной спецслужбы за последние 107 лет. Предыдущее, как горделиво отмечает издание, было опубликовано еще до начала Первой Мировой войны.
Повод для интервью становится ясен с первых строк: в 2013 году The Guardian опубликован документы из досье бывшего сотрудника АНБ США Эдварда Сноудена, раскрывающие механизм тотальной слежки, которую ведут спецслужбы Соединенных Штатов не только у себя в стране, но у своих западных партнеров.
Эндрю Паркер тогда был одним из тех, кто резко выступал против раскрытия этих секретных данных. И хотя его мнение о том, что публикации нанесли в то время серьезный ущерб глобальной безопасности, не изменилось, нынешнее общение с журналистами скандального издания стало чем-то вроде акта примирения.
Сразу после этого идет речь об угрозах — точнее, о том, как успешно их отражает MI5.
Кто и что угрожает Британии
При этом Паркер отмечает, что за все 33 года службы в контрразведке ему не приходилось наблюдать такой интенсивной террористической деятельности, как в последнее время. И потому, предупреждает он, надо быть готовым к тому, что теракты в стране еще будут — настолько серьезен уровень угрозы.
По утверждению Паркера, в Великобритании находятся "около трех тысяч исламских экстремистов, большинство их них — британцы".
Второй вызов, по его словам, исходит от сепаратистов Северной Ирландии, которых Паркер называет "диссидентствующими республиканцами разного рода". Для тех, кто успел подзабыть о существовании Ирландской республиканской армии (ИРА), которая вот уже несколько лет не особо проявляла себя, он напоминает, что в марте этого года в Белфасте боевики "Новой ИРА" взорвали автомобиль, в котором находился офицер одной из местных тюрем.
Наконец, третий вызов — это "тайная угроза со стороны иностранных правительств". В первую очередь она, по словам Паркера, исходит от России. Страна "использует целый ряд государственных органов, чтобы продвинуть свою внешнюю политику за рубежом все более агрессивными способами, включая пропаганду, шпионаж, диверсии и кибератаки. Россия действует во всей Европе и Великобритании. Работа MI5 заключается в том, чтобы противостоять этому", — заявляет Эндрю Паркер.
Глава MI5 также сообщает читателям газеты, что скоро на службу в контрразведку поступят около тысячи новых офицеров, при этом подбор сотрудников осуществляется таким образом, чтобы их состав соответствовал демографическому составу страны. Поэтому в штате будут состоять 14% представителей африканцев, азиатов и других этнических меньшинств, а число женщин-агентов сравняется с числом агентов-мужчин. По мнению Паркера, это позволит спецслужбе лучше вести наблюдение за террористами и шпионами.
Однако, совершенствуя агентурную работу, британские спецслужбы не намерены и отказываться и от тотальной слежки, предупреждает Эндрю Паркер.
Подтверждение лояльности
Сообщество западных спецслужб — разведывательное и контрразведывательное — традиционно играет в определенные политические игры, и сейчас ему понадобилось обозначить свою позицию в этой игре. Причем главный "мессадж", содержащийся в интервью главы MI5, адресован в первую очередь Соединенным Штатам, — считает вице-президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Юрий Бялый.
"Дело в том, что в сегодняшнем политическом раздрае многие в Европе склоняются к тому, что "жесткая" политика по отношению к России бессмысленна и недальновидна.
В Европе с большим трудом продавили СЕТО — соглашение о свободной торговле с Канадой. Это вызвало новую волну протестов в политических элитах против проекта Трансатлантического торгового и экономического партнерства (ТТИП). В условиях, когда в Европе происходит очевидный раскол, глава MI5 обозначает военно-разведывательную и политическую солидарность с США, подчеркивает Юрий Бялый.
Есть и еще одна причина, вынуждающая определенные круги на Западе демонстрировать сейчас лояльность к США. Это, по мнению эксперта, разногласия, возникшие в контртеррористической коалиции на Ближнем Востоке, особенно обострившиеся с началом штурма Мосула.
Взаимные упреки западных стран-участников коалиции заставляют найти спикера, который лишний раз уверил бы Америку, что Европа по-прежнему вместе с ней, и все — против России. Руководитель тайной службы, более ста лет не выступавший публично, представляется в этом случае едва ли не идеальным вариантом. Хотя это и выглядит, как очень отчаянный шаг.
Нужен "понятный противник"
"Единство западного лагеря рассыпается на глазах — в том числе, из-за России. На этом фоне Brexit создает вообще непонятную ситуацию — в самом Лондоне не до конца понимают, что такое Великобритания, и куда она идет. В ситуации смятения умов всегда резко возрастает спрос на знакомого и понятного врага. России просто идеально "подходит" для этой роли", — говорит Федор Лукьянов.
Он считает, что о боевиках "Новой ИРА" Паркер вспомнил тоже не случайно — с выходом Великобритании из ЕС между Ирландией и Северной Ирландией появится реальная межгосударственная граница, что может серьезно подстегнуть новый всплеск сепаратизма со стороны Белфаста.