МОСКВА, 26 окт – РИА Новости. Одна из сессий первого дня ежегодного заседания международного дискуссионного клуба "Валдай", который проходит в Сочи, была целиком посвящена Ближнему Востоку — центральное место на ней заняла ситуация в Сирии, однако, Ирак, Ливия и палестино-израильское урегулирование не были обойдены вниманием.
Действующие и бывшие дипломаты из России, Турции, Ирана, а также эксперты-международники из многих стран обсудили комплекс причин, приведших к серьезному обострению обстановки в регионе.
Причины нестабильности
Первоочередным в дискуссии стал вопрос легитимности вмешательства сторонних игроков в урегулирование региональных конфликтов. Причиной возникновения дуги нестабильности от Ближнего Востока до Центральной Евразии, по мнению экспертов, стало стремление США сменить неудовлетворяющие их режимы.
Как заявил заместитель главы МИД России Михаил Богданов, Москва считает неуместными попытки Вашингтона навязывать всем и вся свои решения.
"Образовались многочисленные очаги нестабильности в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене. Во многом такое положение дел сложилось из-за применения на практике рядом стран Запада схем геополитической инженерии, стало результатом их бесцеремонного вмешательства в дела суверенных государств, попыток смены неугодных режимов, в том числе силовым путем", — сказал Богданов.
Со своей стороны, участвовавший в дискуссии посол Ирана в России Мехди Санаи, заявил, что решение региональных проблем Ближнего Востока может быть найдено только региональными игроками.
"Региональный порядок может быть обеспечен только региональными странами, региональными игроками. Никакое решение из США, из Европы не решает вопросы на Ближнем Востоке, может быть поддержка, но вопросы не решаются", — сказал Санаи.
Иранский дипломат также подчеркнул, что "не стоит ожидать на Ближнем Востоке установления каких-либо либеральных режимов". По его словам, "стабильность экспортировать невозможно".
Что будет с Сирией?
Одной из самых обсуждаемых тем дискуссии стало сотрудничество Москвы и Вашингтона в урегулировании конфликтов.
"Констатируем серьезное нарастание напряженности в Сирии в результате срыва реализации российско-американских договоренностей от 9 сентября этого года", — сказал Богданов.
По его словам, "США не смогли или, руководствуясь одним им известными причинами, не захотели выполнить свою часть обязательств, в первую очередь, обеспечить размежевание так называемых умеренных оппозиционеров, "Джабхат-ан-Нусры" (запрещена в России) и других террористов".
"Убеждены, что режим прекращения боевых действий может и должен быть восстановлен. Ключом к этому является размежевание умеренных и террористов. Но для этого нужны гарантии и практические усилия со стороны тех внешних игроков, кто способен повлиять на вооруженную оппозицию", — отметил замглавы МИД.
При этом, как указал дипломат, у России нет скрытой повестки дня по Сирии, Москва привержена резолюциям Совбеза ООН.
Он также сообщил, что некоторые западные партнёры оставляют окно возможностей для военного решения в Сирии.
"Некоторые продолжают говорить о том, что (президент Сирии Башар) Асад должен уйти по-хорошему или по-плохому, то есть оставляют окно возможностей военного решения проблемы руководства Сирийской Арабской Республики", — добавил Богданов.
"Интересы Турции теперь совпадают с интересами Башара Асада с точки зрения сохранения территориальной целостности страны. Только ли турецкое и сирийское правительство имеют общие интересы? Нет, все факторы имеют общий интерес, в том числе и Россия, которая всегда выступала за сохранение территориальной целостности Сирии", — заявил Якыш.
Он добавил, что этот же интерес преследует Иран, в первую очередь из-за туризма, а также и потому, что Тегеран не хотел бы усиления курдского влияния в некоторых провинциях страны.
Якыш добавил, что Турция начала свою операцию в Сирии, в том числе, чтобы предотвратить создание единого "курдского пояса от границ Ирака до Средиземного моря". По его словам, именно поэтому для Анкары стало таким важным сохранение территориальной целостности Сирии — это и создало благотворную почву для сотрудничества Турции с другими участниками сирийского конфликта.
Ирак, Ливия и Палестина
Отдельное внимание уделили ситуации в Ливии, Ираке, а также палестино-израильское урегулирование.
По словам Богданова, Москва готова внимательно рассмотреть просьбы властей Ирака и Ливии об участии России в операциях против террористов, если такие обращения поступят. При этом, по его словам, Россия не собирается закатывать истерику по поводу операции международной коалиции во главе с США в иракском Мосуле, хотя есть серьезные гуманитарные опасения.
"Со своей стороны не собираемся закатывать гуманитарную истерику в связи с участием американцев и других членов антиигиловской коалиции в начавшейся операции по освобождению Мосула, хотя там тоже есть повод для гуманитарных озабоченностей", — сказал он, выступая в ходе сессии Международного дискуссионного клуба "Валдай".
Что касается Ливии, то, по мнению российского дипломата, военно-политическая обстановка в стране сложная, перемены в ближайшем будущем не ожидаются. По его словам, "ситуация обострилась в последние дни".
"Ситуация, по крайней мере, в обозримом будущем вряд ли изменится к лучшему", — сказал Богданов.
Он отметил, что на фоне вакуума власти в некоторых районах Ливии сохраняется присутствие террористических организаций.
Касаясь палестино-израильского урегулирования, Богданов указал, что израильские власти заявляют о своей приверженности двугосударственному решению конфликта, но на деле, по сути, торпедируют реализацию этой формулы, продолжая усиленными темпами строительство на оккупированных территориях.
"Фактором сохраняющейся напряженности в ближневосточном регионе остаётся неурегулированность застарелой палестинской проблемы. Регулярные столкновения на Западном берегу реки Иордан и нарушения режима прекращения огня вокруг Сектора Газа наглядное тому подтверждение. Безоговорочно осуждаем любые проявления насилия, в то же время не можем не отметить, что одним из основных факторов роста экстремистских настроений среди палестинской молодёжи является политика израильского правительства по созданию необратимых фактов на земле", — сказал Богданов.
"Очевидно, что стабилизация в зоне палестино-израильского конфликта произойдёт только в том случае, если откроется возможность перезапуска субстантивных переговоров на основе общепризнанных международных решений", — добавил замминистра.
В итоге эксперты пришли к мнению о том, что несмотря на множество дискуссий разного уровня о мирном урегулировании на Ближнем Востоке, консенсуса для снятия противоречий все еще не существует. Стороны должны продолжить переговоры в поисках совместных решений, основываясь на непредвзятости и уважении друг к другу.