НИЖНИЙ НОВГОРОД, 5 окт – РИА Новости. Копилка олимпийских наград в России давно не ограничивается только спортом. Российские школьники и студенты в последние годы регулярно занимают призовые места на самых престижных научных олимпиадах. Одна из таких ярких побед принадлежит выпускнику Кировского физико-математического лицея Александру Артемьеву, который летом этого года завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по физике (IPhO-2016).
Каким должно быть учебное заведение, где воспитывают победителей международных олимпиад? В чем секрет успеха? На эти вопросы корреспонденту РИА Новости ответил директор лицея Михаил Исупов.
Заслуженный престиж
Выпускник Кировского физматлицея Александр Артемьев стал лучшим в российской сборной и показал лучший в мире результат по теории (best performance in the theoretical examination), а также получил приз за лучший результат среди школьников из европейских стран (best male European participant) от Европейского физического общества (EPS).
"Медаль, конечно, работает на престиж лицея. Ученик стал одним из лучших в мире, лучший в Европе – это, конечно же, статусно. Для нас это замечательное событие", — сказал РИА Новости Михаил Исупов, отметив, что это не первая награда, полученная учениками Кировского физико-математического лицея на международных олимпиадах.
По его словам, на счету лицея, которому в этом году исполнилось 28 лет, порядка 30 международных медалей, причем, не только по физике, но и по математике и информатике.
Как отметил Михаил Исупов, лицей "фактически на региональном уровне держит первенство" по количеству дипломов на муниципальных и областных олимпиадах. "Наши дети, например, в этом году на муниципальном уровне получили 258 дипломов почти по всем предметам школьного курса, на региональном – 64 диплома, а на заключительном этапе всероссийской олимпиады – 12 дипломов призеров и победителей", — уточнил он.
Всем должно быть интересно
Но это лишь одно из слагаемых успеха. "Система работы складывается из многих элементов, порой незаметных, порой кажущихся ненужными или слишком простыми. Но в целом это, конечно же, отбор детей, отбор хороших кадров, это сотрудничество с центром дополнительного образования одаренных школьников (ЦДООШ)… Именно в совокупности факторов и достигается результат", — рассказывает Исупов.
Главный же секрет успеха, по мнению директора, заключается в особой атмосфере, которую удалось создать в лицее — атмосфере дружбы и "всеобщей заинтересованности в результатах и процессе".
"Мы стремимся, чтобы всем было интересно — и педагогам, и детям. Наша задача — и дальше поддерживать эту атмосферу", — отметил директор лицея.
По мнению Исупова, в работе с одаренными детьми есть большой плюс – "дети мотивированы на учебу, они желают учиться, им это интересно". А сложность — именно в том, что эту мотивацию нужно поддерживать.
"Дети часто мотивированы к тому, что им интересно, если им стало неинтересно, они не будут просто этим заниматься. Поэтому поддержать мотивацию — это тоже очень важно… По сути все должно быть задействовано на интересе, потому что такие дети могут работать бесконечно, если им это по душе", — считает Исупов.
По его словам, учащиеся лицея, помимо того, что получают в нем хорошее физико-математическое образование, дополнительно занимаются на спецкурсах, многие еще и ходят в центр дополнительного образования.
"Если им это интересно, они не чувствуют перегрузок, хотя они, кончено, реально существуют", — говорит Исупов.
По его словам, "за годы работы лицея уже каждый учитель сформировал у себя определенные методики работы с талантливыми ребятами", но без взаимной заинтересованности, увлеченности педагога своим предметом и сотрудничества с учениками, успешная работа невозможна.
Кадровый вопрос
"Я всю жизнь хотел быть астрономом. Но так получилось, что на астрономию меня не взяли, и в итоге я поступил на физику и стал учителем. Сейчас я считаю, что это подарок судьбы, улыбка судьбы. У меня многое в жизни происходит таким случайным образом, а потом оказывается, что это должно было случиться, это правильно", — сказал он, добавив, что в школе интересовался физикой, химией и астрономией и сейчас продолжает ими заниматься.
Современный учитель, считает Исупов, должен быть высокообразованным в целом и по своему предмету.
"Уровень самой программы, уровень тех задач, которые решают лицеисты, настолько высок, что не каждый учитель может их решить. Соответственно, учитель должен быть и сам достаточно образованным, подкованным, он должен искать и находить такие интересные задачи, чтобы дети продвигались, чтобы им было интересно", — говорит директор Кировского физматлицея.
В современном мире, среди компьютерных технологий, любую информацию ребенок может посмотреть в интернете, и часто это снижает интерес к учебе. "В этих условиях надо суметь построить образовательную систему так, чтобы мотивировать ребенка", — считает Исупов. По его мнению, задача педагога — дать ученикам что-то большее, чем интернет, суметь заинтересовать их.
В таких условиях вопрос педагогических кадров стоит особенно жестко, признается директор лицея. "Наша система высшего образования, к сожалению, не готовит нам хорошие кадры, и набор новых учителей – проблема. Несмотря на то, что мы такое высокостатусное учреждение, у нас проблема с набором учителей также есть. Это объективная проблема — наш Вятский государственный гуманитарный университет, созданный на базе педагогического вуза, уже несколько лет не выпускал полноценных учителей физики", — отмечает Исупов.
По его мнению, решить кадровый вопрос помогло бы привлечение иногородних специалистов, но им, в первую очередь, нужно предоставить служебное жилье, которого у образовательного учреждения нет.
"Несколько лет назад лицею дали две квартиры, и тогда на работу приняли двух молодых, энергичных преподавателей", — отметил он.
Денег много не бывает
Исупов считает, что возможно, нужно на федеральном уровне как-то пересмотреть вопросы финансирования школ и лицеев, которые дают супервысокие результаты. "Вполне возможна система грантов, как раньше, например, были президентские гранты", — добавил он.
В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования.
В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.