Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В 2016 году выставочные площадки и павильоны более ста ведущих российских и зарубежных компаний раскинулись на площади 130 тыс. кв. метров. Особый интерес посетителей выставки вызывают самолеты-амфибии и гидросамолеты, палубная и морская авиация, вертолеты и авиация общего назначения, а также беспилотники, экранопланы, катамараны, катера и яхты, подводная техника.
Авиатехнику показывают и на земле, и в небе — запланированы около 200 показательных полетов с участием пилотажных групп Минобороны РФ "Русские витязи" (на истребителях Су-27), "Стрижи" (на истребителях МиГ-29), "Беркуты" (на вертолетах Ми-28).
Технологические доминанты
В числе государственных приоритетов — оснащение новым оружием Воздушно-космических сил России. По итогам 2015 года доля современных образцов вооружения в ВКС составила 64 процентов, и к 2020 году планируется довести этот уровень до 70 процентов.
Одним из главных открытий 2016 года стал первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС таганрогской постройки. Презентация прошла в Таганроге в мае 2016 года, а 18 сентября он прилетел из Таганрога в Геленджик.
Машина практически полностью построена из отечественных комплектующих и обновлена более чем на 50 процентов (ранее подобную модель собирали в Иркутске). По ряду летно-технических характеристик Бе-200ЧС не имеет аналогов в мире, может взлетать с земли и с водной поверхности. Подобные самолеты в мире используют для поисковых операций, экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, спасения на воде, экологических миссий, перевозки пассажиров и грузов.
Шесть таких машин уже заказало Минобороны России, но Бе-200ЧС заинтересовал и специалистов из Индонезии и Таиланда. Идут переговоры о поставках в другие страны.
Еще одна доминанта "Гидроавиасалона-2016" — широкий спектр беспилотных летательных аппаратов. И не случайно, ведь только Минобороны России планирует до 2020 года потратить на беспилотные летательные аппараты около 320 млрд. рублей.
Беспилотные системы — закономерный шаг в развитии авиации, в том числе и военной. Сегодня во всех странах мира им уделяется значительное внимание. В России для поддержки развития этой отрасли стартовала государственная программа "Национальная технологическая инициатива". И это направление достойно представлено в Геленджике.
С участием рабочих групп по применению беспилотных транспортных систем AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов) и MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа) на форуме "Беспилотные транспортные системы" уточнены приоритеты развития единого транспортного пространства беспилотных систем. Мероприятие ориентировано на разработчиков и операторов беспилотных транспортных систем, на институты, которые специализируются на концепциях и программах инновационного транспорта.
Государство ориентирует конструкторов и производство на завоевание зарубежного рынка. Цель — к 2020 году увеличить экспорт беспилотников в шесть раз, до 60 миллиардов рублей.
Особые черты
Так, на прошлой выставке, в 2014 году самолет-амфибия Бе-200ЧС (21512) установил 12 мировых рекордов в классе С-2 (гидросамолеты) — по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров, без груза и с коммерческой нагрузкой в 1000, 2000 и 5000 кг.
Кроме удобной бухты, имеется просторный аэропорт Геленджик (взлетно-посадочная полоса длиной 3100 м и шириной 60 м) с пропускной способностью — 8 взлетно-посадочных операций в час.
Деловая программа включает научные конференции, семинары и круглые столы, затрагивающие актуальные проблемы всех направлений салона: авиации и гидроавиации, морской деятельности, а также презентации и пресс-конференции руководителей и представителей как региональных, так и федеральных органов власти, министерств, ведомств и организаций-участников.