Саммит глав МВД стран ЮААРС проходил в Исламабаде в четверг. Отношения Пакистана и Индии остаются напряженными после атаки боевиков на военную базу Патханкот в начале января. Атака сорвала едва начавшийся в конце прошлого года процесс двустороннего диалога. Индия обвиняет в нападении боевиков из группировки "Джаиш-е-Мухаммад", проникших на территорию страны из Пакистана, и выражает недовольство тем, как пакистанские следователи сотрудничают в расследовании атаки.
Извечный вопрос
Беспорядки в индийском Кашмире, вспыхнувшие после ликвидации активиста местной сепаратистской группировки Бурхана Вани, еще более усугубили положение. На протяжении уже почти месяца с момента начала беспорядков стороны регулярно выступают со взаимными обвинениями.
В преддверии визита в индийских и пакистанских СМИ было много спекуляций в отношении возможных двусторонних контактов Сингха и Нисара, но они не подтвердились. Более того, министры на саммите выступили с заявлениями, содержащими явные упреки в отношении друг друга, но при этом не упоминали прямо страну, на которую направлено обвинение.
"Не существует хороших и плохих террористов. Не должно быть места прославлению или восхвалению террористов как мучеников", — цитирует Сингха издание Dawn.
Министр ранее уже использовал подобные выражения, когда обвинял власти Пакистана в том, что они, называя Бурхана Вани борцом за свободу, оправдывают терроризм.
"Есть разница между борьбой за свободу и терроризмом. Ни одна страна не может подавлять борьбу за свободу под видом терроризма", — парировал ему пакистанский министр в своем выступлении.
Он использовал и более жесткие выражения, заявив, что "использование пыток против невинных детей и насилие в отношении граждан приравнивается к терроризму". Он призвал перестать рассматривать региональные проблемы исключительно в терминах экстремизма и пытаться решить их через диалог.
В более примирительном тоне Нисар заявил, что все страны региона сталкиваются с проблемой терроризма и теряют жизни невинных людей. "Взаимные обвинения за последние шесть десятилетий не принесли никому пользы", — добавил он.
Без обеда и рукопожатий
Как отмечают СМИ, пакистанский и индийский министры не только не провели двусторонней встречи, но и не пожали как следует друг другу руки. Нисар как представитель принимающей стороны встречал прибывающих на саммит гостей.
"Два лидера едва коснулись рук друг друга, даже не обменялись формальным рукопожатием перед тем, как Сингх проследовал в холл", — пишет издание Times of India.
Оба министра также пропустили совместный обед по завершении саммита. Сингх сразу вылетел в Нью-Дели и уже к вечеру был на родине. При этом пакистанский министр пояснил, почему так вышло.
"Министр внутренних дел Индии сказал мне, что посетит официальный обед, если там буду присутствовать я, но, к сожалению, у меня была другая встреча", — цитирует агентство ANI слова Нисара.
"Пакистан не закрыл дверь для двустороннего диалога, мы всегда готовы вести дискуссию и диалог, но с чувством достоинства и самоуважения", — заявил он.
Нисар добавил, что тем странам, которые решили закрыть дверь для диалога, следует подумать о своем выборе.
Таким образом он заочно ответил министру обороны Индии Манохару Паррикару, который в начале июня высказывался по вопросу двустороннего диалога, используя схожую метафору — "окно возможностей".
"Премьер-министр (Нарендра) Моди открыл окно возможностей, когда посетил Пакистан (в декабре 2015 года — ред.). Я думаю, это окно медленно закрывается", — заявил он тогда.