МОСКВА, 4 авг – РИА Новости. Картина "Портрет женщины", написанная французским импрессионистом Эдгаром Дега в начале 1870 годов, хранит в себе еще одну работу этого художника, портрет "гладильщицы" Эммы Добиньи, выяснили ученые, опубликовавшие статью в журнале Scientific Reports.
Эдгар Дега был одним из крупнейших художников середины и конца 19 века, оказавшим огромное влияние на развитие живописи во Франции и во всей Европе в целом. За свою долгую карьеру он написал тысячи портретов людей в обыденной для них обстановке, а также сотни бытовых сцен и различных эпизодов из повседневной жизни Франции того времени, выполненные в характерной для него приглушенной "пастельной" манере. Он считается одним из основателей импрессионизма, хотя сам Дега считал себя "реалистом" и жестко критиковал импрессионистов.
Как рассказывает Дэвид Тарроугуд (David Thurrowgood) из Национальной галереи штата Виктория (Австралия), одна из малоизвестных картин Дега, "Портрет женщины", написанный в промежутке между 1867 и 1870 годом, давно привлекает внимание ученых и реставраторов тем, что через него постепенно "проступает" портрет, поверх которого была написана эта работа.
Впервые работники музея Парижа, где выставлялась эта картина, начали замечать подобное "проявление" уже в 1922 году, однако портрет "выходит в свет" настолько медленно, что до сих пор не было понятно, кто же на нем изображен.
Тарроугуд и группа физиков решили "ускорить" этот процесс, используя особый рентгеновский сканер, который позволил им заглянуть под верхний слой краски на "Портрете женщины" и понять, что на ней изначально была изображена не безымянная пожилая дама, а молодая модель Эмма Добиньи. Она широко известна ценителям живописи в качестве одной из "гладильщиц" на знаменитой серии картин Дега, на которых изображена нелегкая жизнь прачек в Франции 19 века.
В рамках этого метода образцы облучаются тонким рентгеновским лучом, который выбивает электроны из атомов, ионизируя их. Другие электроны "падают" на вакантные места, испуская рентгеновское излучение, энергетические характеристики которого зависят от того, атомы какого химического элемента присутствуют в образце. В результате сканирования ученые могут получить двухмерную карту распределения химических элементов по образцу.
Для того, чтобы "извлечь" скрытый портрет из картины, ученые составили карты распределения различных элементов – свинца, хрома, меди, кобальта, цинка и прочих металлов, входящих в состав пигментов разных цветов, в нижних слоях краски на холсте, и наложили их друг на друга.
"Бутерброд" из таких карт показал, что под портретом дамы действительно есть вторая картина, написанная кверху дном по отношению к ней, на которой изображена Эмма Добиньи. Так как картина была почти полностью завершена, остается загадкой, зачем Дега решил нарисовать портрет неизвестной женщины поверх образа хорошо знакомой ему модели, не раз участвовавшей в написании его работ.
Это далеко не первая картина, которую ученые обнаруживают подобным образом – за прошедшее десятилетие физики обнаружили при помощи рентгена скрытый портрет Рембрандта в одной из его известных картин, а также скрытые картины в работах Ван Гога, Пикассо, Сезанна, Моне и ряда других великих художников.