Рейтинг@Mail.ru
Лизинговые компании приветствуют реформирование рынка, но видят ряд проблем - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лизинговые компании приветствуют реформирование рынка, но видят ряд проблем

© Fotolia / NonwaritОтчет. Архивное фото
Отчет. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Лизинговые компании в целом приветствуют инициативу Банка России и Минфина РФ по реформированию лизингового рынка, однако обращают внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.

МОСКВА, 1 авг — РИА Новости. Лизинговые компании, опрошенные РИА Новости, в целом приветствуют инициативу Банка России и Минфина РФ по реформированию лизингового рынка, однако обращают внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.

Рабочая группа Банка России и Минфина РФ обсуждает введение пруденциальных мер на лизинговом рынке, начиная с 2020 года, сообщала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она поясняла, что интерес к лизинговому рынку у ЦБ и Минфина возник в контексте анализа потенциальных рисков для финансовой стабильности, потому что это достаточно большой сектор, но недостаточно прозрачный для регуляторов и в целом контрагентов.

"За" или "против"?

Туристы в аэропорту. Архивное фото
Соколов не исключил уход некоторых авиакомпаний с российского рынка
Ряд лизинговых компании, опрошенных РИА Новости, приветствуют инициативу ЦБ и Минфина, однако не все компании понимают, какие адекватные инструменты рынку лизинга могут дать регуляторы.

"Лизинговый рынок сейчас сталкивается с целым рядом сложностей. Это вопросы с финансовым состоянием клиентов, сложности с привлечением финансирования, введением новых правил отчетности по МСФО, кардинально не совпадающих с подходами НК РФ, а также вопросы исполнения инкассовых поручений. Любая помощь в этой работе, а тем более таких весомых организаций как ЦБ и Минфин, будет крайне важна и полезна", — считает финансовый директор АО "Сбербанк Лизинг" Алексей Киркоров.

При этом, по его словам, наличие регулирования не помогло бы, например, в прошлом году справиться с проблемами лизинговых компаний при банкротстве авиакомпании "Трансаэро".

"Также как и наличие нормативов, отчетности и регламентов может не спасти лизинговый рынок от существенных потрясений и в будущем. Но, при этом, системная работа по решению проблем лизингового рынка окажет существенную помощь его развитию", — отметил финдиректор.

"Безусловно, реформа, предлагаемая Центробанком, положительно отразится на лизинговой отрасли. Введение единых требований к участникам рынка лизинга повысит прозрачность и качество ведения бизнеса… На мой взгляд, решение о введении регулирования с 2020 года является разумным. Три с половиной года на подготовку — это вполне достаточный срок, если у компании в принципе есть потенциальная возможность выполнять требования ЦБ", — сказал генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

"Трудно назвать отношение к предстоящей реформе рынка лизинга позитивным. Директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев отметил, что кредитное качество портфеля лизинговых компаний вдвое лучше банковского — просрочка более 90 дней составляет всего 5% от общей задолженности. Это говорит о том, что в нынешней ситуации рынок лизинга сам способен регулировать свою жизнедеятельность и великолепно с этим справляется. Такого мнения придерживается большинство частных лизинговых компаний", — сказал начальник отдела маркетинга ООО "Сибирская лизинговая компания" Александр Лысенко.

"Кроме того, озвученная государственными экспертами проблема ВЭБ-лизинга возникшая в связи с крахом авиакомпании "Трансаэро", является, скорее, не рыночной", — добавил он, отметив, что не видит, какие адекватные инструменты рынку лизинга могут дать регуляторы, способные защитить лизинговую компанию от недобросовестных лизингополучателей.

Все в онлайн

Посетительница авиасалоне Фарнборо-2016
Россия на авиасалоне "Фарнборо": ощущение угрозы с моря
Рабочая группа ЦБ и Минфина выработала первоначальный набор мер, который включает совершенствование учета и отчетности лизинговых компаний, раскрытие информации, внедрение современных методов риск-менеджмента, вопросы саморегулирования и так далее. Важнейшим шагом, с точки зрения разработчиков, может стать перевод рынка в онлайн.

"Внедрение цифровых технологий — позитивный момент, для розничного рынка, очень важен временной фактор, чем быстрее проходит сделка, тем более удовлетворен клиент, тем эффективнее работают службы лизинговой компании. Позитивным является и ввод электронной подписи. Главное, чтобы цифровые технологии работали отлажено, а стоимость их разработки и внедрения были посильны для участников рынка", — говорит Лысенко.

Зотов считает, что перевод рынка в онлайн оздоровит отрасль. "Что касается отрасли в целом, то в настоящее время в России только около 30 лизинговых компаний формируют отчетность по МСФО и порядка 200 компаний подают информацию о себе в рэнкинги. Соответственно, основная часть рынка остается непрозрачной, а перевод рынка в онлайн оздоровит отрасль", — считает он.

Идея перевода рынка в онлайн крайне инновационна и создает платформу для будущего развития, при этом основная масса лизингополучателей еще не готова подписывать договоры исключительно в онлайн, а сама лизинговая сделка не может полностью реализоваться в онлайн, так как связана с имуществом, его передачей и контролем его физического состояния, считает Киркоров.

"Данная тема прорабатывается многими банками, клиентская база которых на порядки превышает клиентскую базу лизинговых компаний. Мы считаем, что рынок должен созреть для внедрения онлайн заключения договоров и реализовать данные возможности как в банковской сфере, так и в обмене документами с государственными органами, например, с судами. При этом всегда должна быть возможность подписать договор обычным способом в любой точке нашей страны", — отмечает он.

Полная прозрачность

Для защиты клиентов лизинговых компаний авторы реформы предлагают ввести обязанность раскрывать полную стоимость лизинга, также как сейчас банки указывают в договоре полную стоимость кредита.

"Большинство лизинговых компаний, заслуживших репутацию честных и ответственных клиентоориентированных компаний, давно приняли в практику раскрытие клиенту информации о стоимости лизинга, демонстрируя в графике платежей выкупную стоимость, в случае досрочного погашения лизинга лизингополучателем", — говорит Лысенко.

Как показывает практика, если клиент предпочитает лизинговую компанию, которая не раскрывает ему все условия лизинга, то клиент не в полной мере финансово образован, и для него важны совершенно иные параметры сделки — номинальный размер аванса, номинальный размер ежемесячного платежа. А значит, полное раскрытие информации по стоимости лизинга останется таким клиентом не замеченным, он, как и раньше будет обращать внимание на совершенно другую информацию в договоре лизинга, отмечает он.

Перспективы

Глава Внешэкономбанка Сергей Горьков. Архив
Сергей Горьков: у ВЭБа нет задачи продавать все непрофильные активы
Сейчас более 60% новых сделок приходится на топ-10 лизинговых компаний, после реформы концентрация рынка усилится, ведь некоторым компаниям придется уйти, потому что они не смогут соответствовать заданным критериям, но это будут небольшие игроки, деятельность которых не оказывает существенного влияния на рынок, оставшиеся компании повысят качество ведения бизнеса, а в перспективе получат более дешевое фондирование, говорит Зотов.

Есть большая вероятность, что произойдет значительное перераспределение рынка, как в банковском секторе, клиент поймет, что государственные лизинговые компании оказывают более дешевую услугу, за счет привлечения дешевых государственных денег, недоступных частным лизинговым компаниям, и уйдут в государственные компании, считает Лысенко.

"Лизинг — это всегда длинные деньги, более длинные, чем большинство банковских кредитов — до 7-10 лет. Если рынок увидит, что мегарегулятор еженедельно лишает лицензий лизинговые компании, как это сегодня происходит в банковском секторе, кто будет давать частным лизинговым компаниям столь длинные деньги в кредит, или покупать ценные бумаги частных лизинговых компаний? Насколько дорогим станет привлечение фондирования для частных лизинговых компаний?", — отмечает он.

Межведомственная рабочая группа Минфина с участием Банка России должна к осени закончить обследование лизинговых компаний. По результатам обследования будет принято решение о том, нужно ли рынку пруденциальное регулирование.

По данным опроса ЦБ, в 2015 году по сравнению с предыдущим годом в 19 раз вырос объем реструктуризаций — с 2,5 до 47,5 миллиарда рублей. Объем необслуживаемых договоров составил 4% от лизингового портфеля, увеличился с 0,2 миллиарда до 44,5 миллиарда рублей, что обусловлено преимущественно банкротством "Трансаэро".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала