Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В Фарнборо демонстрируют новейшую авиатехнику, авиационное оборудование и вооружение, подписывают многомиллиардные контракты. Сумма сделок на предыдущем салоне в 2014 году превысила 200 млрд. долларов.
Еще в конце июня российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что на этот раз присутствие российской делегации в Фарнборо будет незначительным. Отказался от участия в авиасалоне "Роскосмос". Возможно, снижение интереса российских участников объясняется проблемами с визами, с которыми они столкнулись в 2014 году. Но все-таки в 2016-м в Фарнборо представлены одиннадцать российских компаний.
Проект по запуску российского-китайского производства широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, о котором глава объединенной авиастроительной корпорации рассказал во вторник в Фарнборо, оценивается в 13-20 млрд. долларов. По мнению зарубежных наблюдателей, Россия успешно атакует мировой авиарынок.
Sukhoi Superjet 100 и МС-21 теснят конкурентов
Объединенная авиастроительная корпорация представила в Фарнборо новый среднемагистральный самолет МС-21, первый коммерческий полет которого запланирован на 2017 год, а серийное производство — на 2020-й. Самолет МС-21-300 презентовали в начале июня в Иркутске.
Впереди — летные испытания, однако уже известно, что МС-21полетит на 600 км дальше конкурентов аналогичного класса (Boeing 737).
Семейство МС-21создается на базе технологий XXI века, и ориентировано на самый емкий сегмент мирового рынка. Композитное крыло большого удлинения, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают конкурентные преимущества (и перевозку от 132 до 211 пассажиров на расстояние свыше 6000 км).
Подписание контракта на поставку десяти самолетов МС-21 "Азербайджанским авиалиниям" намечено на первый квартал 2017 года.
Технические и эксплуатационные характеристики Sukhoi Superjet 100 обеспечивают высокий экспортный потенциал. Семейство Sukhoi Superjet 100 состоит из двух самолетов вместимостью 75 и 95 кресел в конфигурации с базовой (SSJ100/75B, SSJ100/95B) и с увеличенной дальностью (SSJ100/75LR, SSJ100/95LR).
Самолеты семейства Sukhoi Superjet 100 создаются в условиях международного сотрудничества, интегрируют лучшие решения современного авиастроения. В программе участвуют более 30 компаний-поставщиков систем и комплектующих. В частности, партнерами "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) являются итальянская компания Alenia Aeronautica и французская компания Snecma.
На прошлом авиасалоне в Фарнборо, в июле 2014 года ГСС и лизинговая компания "Ильюшин Финанс" подписали договор на поставку европейским авиакомпаниям восьми самолетов SSJ-100 (увеличенной дальности). Объем рынка для самолетов такого типа оценивается в 1040 самолетов до 2027 года.
Вертолеты России
Российский вертолетный холдинг представил в Фарнборо линейку гражданских вертолетов, и рассчитывает подписать новые контракты. Несколько стран уже заинтересовались многоцелевым Ми-38, состоялись переговоры с британскими компаниями о поставках противопожарных, поисково-спасательных и медико-эвакуационных вертолетов.
Холдинг "Вертолеты России" — признанный лидер рынка (в 2015 году его выручка составила 220 млрд. рублей, общий объем поставок — 212 машин). Поставляет Китаю вертолеты Ка-32 и Ми-171, Испании и Португалии — Ка-32А11ВС.
Недавно состоялась первая поставка вертолетов Ми-17В-5 Сербии, где планируется модернизация авиационного завода для технического обслуживания Ми-8 и Ми-17.
Россия совместно с Китаем создает тяжелый перспективный вертолет, проводит глубокую локализацию производства вертолета AW-189 компании Leonardo-Finmeccanica на совместном российско-итальянском предприятии HeliVert, и осуществляет крупный проект производства в Индии не менее 200 российских легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т.
Пристальное внимание посетителей авиасалона привлекают многофункциональный "Ансат", легкий многоцелевой Ка-226Т, многоцелевые вертолеты Ми-171А2 и Ми-38. В среднем классе Ми-171А2 — одна из ключевых моделей, сочетающая традиционную надежность вертолетов типа Ми-8/17 и новейшие технические решения.
Ми-38 также считается одним из самых перспективных в отечественном вертолетостроении. Машина может летать на исключительно больших скоростях и высотах. Ми-38 предназначен для перевозки пассажиров и грузов, поисково-спасательных работ, и может служить летающим госпиталем. Специально для этого вертолета разработан отечественный турбовальный двигатель ТВ7-117В, что ликвидирует зависимость российских вертолетостроителей от зарубежных производителей. Первым заказчиком машины станет Министерство обороны России.
Послепродажное обслуживание авиатехники — приоритетное направление отечественного авиапрома. Россия представила в Фарнборо систему сервиса, которая обеспечивает высокую эффективность винтокрылых машин на протяжении всего жизненного цикла.
Российский ВМФ как фактор роста спроса на самолеты
Традиционно Boeing и Airbus стремятся подписать самые крупные контракты, невзирая на относительное спокойствие рынка, объяснимое падением цен на нефть.
В первый же день авиасалона британское министерство обороны заключило с компанией Boeing контракт на поставку девяти многоцелевых (противолодочных) самолетов P-8A Poseidon общей стоимостью 3,9 млрд долларов.
И разместит их в Шотландии.
Особое внимание привлекает супердорогой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II производства американской компании Lockheed Martin. Великобритания намерена к 2023 году приобрести 24 истребителя F-35 (в том числе палубные модификации), за которые придется заплатить свыше 400 млрд. долларов.
Мне кажется, что американским производителям военно-морской авиатехники пора отчислять проценты с продаж в пользу ВМФ России, активность которого в Мировом океане косвенно способствует росту спроса и развитию производства.
В Фарнборо Boeing впервые демонстрирует авиалайнер 737 Max (4-е поколение серии 737), поставки которого начнутся в 2017 году.
Внимание специалистов привлекают канадская компания Bombardier и бразильская Embraer, которая представила новый авиалайнер CS100. Китай, Бразилия и Канада в Фарнборо также стремятся завоевать свою нишу на рынке.