Борис Янкелевич Эйфман родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края в семье инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Курис.
С 1962 года по 1966 год руководил детской хореографической студией при Дворце пионеров.
В 1966-1972 годах учился на балетмейстерском отделении Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова по классу Георгия Алексидзе.
Первой постановкой и дипломной работой Эйфмана стал балет "Гаяне" (музыка Арама Хачатуряна).
В 1970-1977 годах работал балетмейстером Ленинградского хореографического училища (ныне — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). За время работы там поставил спектакли "Жизни навстречу", "Встречи", "Души прекрасные порывы…", "Русская симфония", "Фантазия", "Прерванная песня", которые шли на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (ныне — Мариинский театр). Тогда же он создал фильмы-балеты: "Икар", "Вариации на тему рококо", "Блестящий дивертисмент", "Три сочинения", "Кровавое солнце".
В 1975 году на сцене Кировского театра состоялась премьера спектакля "Жар-птица" (музыка Игоря Стравинского).
В 1977 году Борис Эйфман создал авторский театр — Ленинградский Новый балет (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана).
С этой труппой он поставил первые спектакли: "Только любовь" (муз. Родиона Щедрина), "Искушение" (муз. Рика Уэйкмана), "Под покровом ночи" (муз. Белы Бартока), "Прерванная песня" (муз. Иманта Калныньша), "Двухголосие" (по ранним композициям Pink Floyd).
Смелым экспериментом стал один из первых балетов театра "Бумеранг" на музыку группы Pink Floyd, о котором The New York Times опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман — человек, который осмелился". Он принес балетмейстеру репутацию "хореографического диссидента" и заставил критиков говорить о новых тенденциях в российском балете.
В период конца 1970-х — начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. Создается все больше спектаклей по мотивам произведений мировой классической литературы: "Поединок" (по повести Александра Куприна), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (по пьесе Бомарше), "Мастер и Маргарита" (по роману Михаила Булгакова), "Убийцы", "Тереза Ракен" (по романам Эмиля Золя) и другие. Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Федора Достоевского, поставив балет "Идиот".
За годы своей деятельности Борис Эйфман создал более 40 балетов: программы камерных балетов ("Автографы", "Метаморфозы"), балеты-буфф ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Двенадцатая ночь", "Интриги любви"), балеты-притчи ("Легенда"), балеты-сказки ("Жар-птица", "Пиноккио").
Ныне Театр балета Бориса Эйфмана пользуется успехом и в России, и за рубежом: в Австралии, странах Северной и Южной Америки, Европы, и Азии. Мировое признание получили работы "Чайковский", "Я — Дон Кихот", "Красная Жизель", "Русский Гамлет", "Анна Каренина", "Чайка", "Онегин", "Роден", "По ту сторону греха", "Реквием".
В 2009 году на сцене Александринского театра состоялась премьера балета "Онегинъ.Online". По словам Эйфмана, приставка "Online" в названии призвана подготовить зрителей к тому, что они увидят не совсем то, что прочли в романе Пушкина.
В апреле 2010 года Борис Эйфман привозил на гастроли в Москву свой балет "Онегин", а в январе 2011 года — одну из своих лучших постановок, признанную в России и за рубежом, — "Анну Каренину".
В феврале 2013 года Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана в Большом театре показал спектакль "Роден", который был номинирован на премию "Золотая Маска" в категории "Лучший балетный спектакль". А в октябре хореограф представил московской аудитории балет "По ту сторону греха" по мотивам романа Федора Достоевского "Братья Карамазовы".
В 2014 году балетмейстер привозил в Москву балет "Реквием".
В 2015 году Борис Эйфман представил балет "Up & Down" по сложному и многоплановому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна", с которым он гастролировал по Европе и США.
Борис Эйфман — Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" (1995, 1996, 1997, 2001, 2005, 2007, 2010), Национальной театральной премии "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996).
В 1998 году Эйфман удостоен ордена Мира и Согласия в номинации "Новое слово в хореографии". Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003), III степени (2007) и II степени (2012), орденом кавалера Искусств и Литературы (Франция, 1999), Командорским крестом ордена Заслуги Республики Польша (2003).
Почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов (2004).
Лауреат премии "Benois De La Danse" в номинации "Лучший хореограф 2005 года" (2006).
Борис Эйфман женат на народной артистке России, балерине Валентине Морозовой, у них есть сын.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников