Первые из автопилотов
Первой компанией, которая получила разрешение на испытания беспилотных автомобилей в 2012 году стал Google. Гугломобиль продвигает в жизнь Себастьян Трун — он придумал сервис Google Street View. В проекте также участвуют более 15 инженеров. Успехи гуглмобиля позволили компании договориться о сотрудничестве с FCA в мае 2016 года по выпуску 100 беспилотных Chrysler Pacifica. На сделку не повлияло и то, что 1 июля 2015 года впервые в мире произошло ДТП с беспилотником — им стал автомобиль Google.
Производитель электрокаров Tesla Motors дальше других продвинулся в разработках автопилота — владельцы серийной продукции компании из Калифорнии уже сейчас могут использовать почти все функции автопилота — контроль разгона, торможения, дистанции до впередиидущего автомобиля, перестроения из ряда в ряд.
В интернете можно найти видеоролики, в которых водитель пересаживается на пассажирское кресло и начинает заниматься своим делом. Но компания особо предупреждает, что функции автопилота (компания называет систему Summon) в Tesla пока лишь дополняют действия водителя и пока полностью его заменить не могут. Опасения компании не напрасны. Самоуправляемые электрокары Tesla уже несколько раз попадали в ДТП, а один из случаев привел к гибели водителя — 7 мая во Флориде Tesla Model S в режиме автопилота столкнулась с автопоездом, который выехал на перекресток. Представитель компании Mobileye, с которой сотрудничает Tesla по оптическим камерам, оправдывался, что его продукция позволяет избегать попутного наезда, но не настроена на помехи движению справа и слева. По данным полиции, вероятно, водитель во время движения отвлекался на просмотр фильма и не заметил предупреждения автопилота.
Основатель Tesla Motors Илон Маск заявлял, что полностью автономными электрокары компании смогут стать в ближайшие два года. Другие автопроизводители пока не столь оптимистичны. Впрочем, японский гигант Nissan Motor уже в августе 2016 года начнет продажи в Японии первого автомобиля марки с некоторыми функциями автопилота ProPilot — им станет обновленный минивэн Nissan Serena. В следующем году технологию обещают внедрить на популярный Qashqai. В 2018 году Nisan представит автомобили, которые уже смогут самостоятельно перестраиваться из одной полосы в другую, а к 2020 году ProPilot должен стать полностью автоматическим.
Представитель российского офиса BMW Василий Мельников рассказал РИА Новости, что беспилотные автомобили германской марки пойдут в серию в 2021 году — автопроизводитель договорился в июле 2016 года о сотрудничестве в этой области с Intel и Mobileye. Вероятно, что беспилотник будет называться BMW iNEXT.
Мельников напомнил, что компания в 2011 году проводила тесты автономной системы управления на автобане в Германии, а в 2014 года показывала работу автопилота на гоночной трассе. "В настоящее время система автономного вождения полностью не готова. Мы считаем, что технически и юридически мир будет готов к автономному вождению к 2021 году", — сказал представитель BMW.
Toyota пока только предлагает технологии помощи при вождении на автобане (Automated Highway Driving Assist, AHDA). Серийный беспилотник японской марки выедет на дороги общего пользования в 2020 году.
А что в России?
АвтоВАЗ ведет тесты по беспилотникам совместно с ФГУП НАМИ. Партнеры несколько раз публично демонстрировали работу автопилота на базе Lada Kalina прошлого поколения — несколько дней тому назад ее можно было увидеть на испытаниях в Ульяновске. Группа ГАЗ несколько лет продвигает фестиваль робототехники в Нижнем Новгороде и уже демонстрировала на нем беспилотную "ГАЗель Бизнес", созданную студентами. Топ-менеджеры заявляли, что группа готова и начать выпуск беспилотников к 2030 году, но для этого требуется господдержка.
Грузовик КАМАЗ смог проехать без участия водителя (он все же сидел в кабине на всякий случай) 10 км по трассе Москва — Санкт-Петербург. Глава КАМАЗа Сергей Когогин говорил, что серийное производство беспилотных грузовиков начнется в 2025 году, но при этом заметил, что в тестовом режиме на внутренних дорогах КАМАЗ с автопилотом может быть запущен в 2018 году.
"Технически сегодня уже вопросов особых нет. Одна из серьезных проблем — это степень ответственности, нормативная база", — уточнял топ-менеджер. Вопрос ответственности в случае с ДТП с беспилотником сейчас изучают и зарубежные автопроизводители, а ГИБДД России уже выразила готовность внедрить специальные дорожные знаки для беспилотников.