АМСТЕРДАМ, 10 июл — Р-Спорт, Елена Соболь. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) в ночь на воскресенье выпустила пресс-релиз, согласно которому только российская прыгунья в длину Дарья Клишина допущена к участию в Олимпийских играх и в других международных соревнованиях в качестве нейтрального атлета.
Совет IAAF 17 июня оставил в силе дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и, соответственно, отстранение российских легкоатлетов от международных соревнований. Международный олимпийский комитет (МОК) 21 июня на саммите поддержал решение IAAF, но не стал отстранять всю сборную страны от Олимпиады-2016 и допустил, что в Играх под российским флагом смогут принять участие некоторые атлеты, с которых IAAF снимет дисквалификацию в индивидуальном порядке.
"Новость о том, что я имею право участвовать в международных соревнованиях, в том числе в Олимпийских играх, появилась сегодня поздно ночью. Я очень рада. Хотела бы поблагодарить IAAF за компетентное решение", — написала Клишина на своей странице в Facebook в ответ на заявление.
До этого IAAF подтвердил право выступать под нейтральным флагом еще одной спортсменки с российским паспортом — информатора WADA Юлии Степановой, которая уже выступила на чемпионате Европы, не сумев завершить квалификацию на 800 м из-за травмы.
Остальные же 67 олимпийских заявок от российских спортсменов были отклонены.
Ожидаемое решение
Решение IAAF не стало неожиданностью, поскольку еще ранее было понятно, что критериям соответствует лишь одна российская спортсменка. Тем не менее аргументы, выдвинутые IAAF по каждому случаю, выглядели необоснованными. Так, например, в ответ на заявку бегуна с барьерами Сергея Шубенкова было сказано, что в 2015 году он всего восемь раз проходил тестирование, что IAAF считает недостаточным для того, чтобы считать репутацию атлета безупречной.
"Есть люди, которые выступают на всех соревнованиях, не пропускают никакие этапы, везде на виду. По ним решение должно приниматься как-то, на мой взгляд, исходя из понимания, что это за люди. Поэтому в какой-то степени, конечно, это неожиданное решение. Хотя, с другой стороны, всё ожидаемо — уже полгода живем в таком состоянии. Люди не хотят ничего слышать и принимать во внимание какие-то вещи тоже не хотят. Вот это напрягает и раздражает", — сказал "Р-Спорт" тренер барьериста Сергей Клевцов.
Тем не менее, слово IAAF в этом вопросе — не последнее. Олимпийский комитет России (ОКР) подал иск в Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне, в котором среди прочего апеллирует к критериям допуска российских спортсменов на Игры в Рио-де-Жанейро. И если суд примет российскую сторону, текущее решение IAAF отклонить заявки потеряет свою силу, а если нет — только Клишина сможет выступить на Играх, да и то, по решению IAAF на данный момент, под нейтральным флагом.
При этом глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин отметил, что и ее выступление будет зависеть от дальнейшего развития событий.
"Сейчас мы ждем решения CAS и рассчитываем, что нам удастся выиграть суд, потому что это полнейшая дискриминация, нарушение всех прав и этики во всех проявлениях. Более того, IAAF доказала сейчас то, что они все под копирку всё "чешут": "чистый", не "чистый"… Сейчас только два человека имеют право выступать — Клишина и (Юлия) Степанова. И то у Клишиной оговорка: если в докладе Макларена не будет жестких комментариев. Они с оговоркой всё это делали — выступление Клишиной будет зависеть от доклада Макларена", — сказал он.
Министр спорта РФ Виталий Мутко заявил, что другого решения было сложно ожидать.
"Сейчас статус ситуации таков, что другого ответа от международной организации, возглавляемой этими людьми, невозможно было и ожидать, — сказал по телефону Мутко. — Они уже все свое мнение высказали в решении по отстранению. Поэтому чего-то нового нет. А теперь статус в правовом поле — есть иск, который подан (в спортивный арбитражный суд — CAS) от лица Олимпийского комитета России и 67 атлетов. Самое главное, что сам метод подачи… Понимаете, не так должна себя вести себя международная организация (IAAF) — ждать до 10 июля, публиковать в ночь, когда у людей последний день подачи заявки. Они, по сути дела, дождались до последнего и потом отказали. Это повторение выводов комиссии".
"67 спортсменов — каждый из них выполнил все критерии, у каждого из них за всю карьеру нет нарушений допинговых правил, — продолжил министр. — Каждый из них за последние 6 месяцев не меньше трех раз прошел допинг-контроль в британской антидопинговой организации. И все они находятся под контролем. И на десяти листах делается вывод — и это у них не то, и этому нельзя доверять. Но если британской лаборатории нельзя доверять, что же тогда делать? Что же тогда является критерием "чистый" спортсмен? Я не понимаю. Они (IAAF) сами не понимают — вот что самое страшное".
Руководитель правового управления ОКР Александра Бриллиантова в свою очередь отметила, что "самое главное, "чтобы спортсмены сохраняли спокойствие, продолжали подготовку в соответствии со своими планами и выполняли все требования WADA по допинг-контролю". Заседание CAS по российскому вопросу состоится 19 июля.
"Олимпийский комитет России был готов к тому, что до решения CAS по иску ОКР и 68 российских легкоатлетов IAAF будет применять оспариваемую нами незаконную норму в отношении спортсменов, которые подали индивидуальные заявки на допуск к международным соревнованиям. Отказ IAAF только подтверждает правомерность наших претензий, изложенных в апелляции. И в случае положительного для нас решения CAS (а мы уверены как в беспристрастности и независимости CAS, так и в обоснованности наших требований) все 68 атлетов смогут принять участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро под российским флагом", — отметила Бриллиантова.
Реакция ВФЛА
Главный посыл, с которым выступила в утреннем заявлении ВФЛА, заключался в том, что данное решение — не окончательное. Однако глава федерации Дмитрий Шляхтин был достаточно категоричен, рассуждая о ситуации в международном контексте.
"Мы и не рассчитывали на IAAF. Такой ответ дает возможность спортсменам дополнительно индивидуально идти в суд, имея на руках отказ. Мы это все понимали и не рассчитывали на какие-то послабления со стороны IAAF. Просто мы не думали, что это будет так быстро. Но видите, IAAF оперативно сработала: всё под копирку, всем отказали", — сказал Шляхтин "Р-Спорт".
"Какие отношения между ВФЛА и IAAF? Отношения нехорошие. Я считаю, что действия IAAF — это абсолютное отсутствие каких-то логических ходов и решений, взвешенных вещей. В общем, у нас не очень теплые отношения. Ведь есть люди, которые ничуть не хуже того же (главы IAAF) Себастьяна Коу по заслугам и достижениям. Ведь есть (российские) спортсмены, которые имеют абсолютно чистейшую историю, и так поступать со своими коллегами… Мне кажется, что это верх цинизма", — добавил он.
Олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева в свою очередь призвала всех не обращать внимания на пресс-релиз и верить в лучшее.
"Друзья мои, огромная просьба, не обращайте внимания на то, что говорит и пишет IAAF. Мы, легкоатлеты России, и я тоже, надеемся на положительное решение Спортивного арбитражного суда. Именно их решение будет для нас ключевым и по итогам только лишь их решения можно будет сделать вывод, поедет или нет сборная по легкой атлетике на Олимпиаду. Спокойствие и без паники. С верой в лучшее", — написала Исинбаева в своем Instagram.
Вердикт CAS по коллективному иску ОКР и российских легкоатлетов будет известен не позднее 21 июля.
Все новости спорта читайте на сайте агентства "Р-Спорт">>