МОСКВА, 10 июл – РИА Новости. Красный цвет иногда заставляет людей не останавливаться и отступать, а наоборот, восставать против общепринятых норм, если эти "революционеры" предрасположены или настроены искать острые ощущения, говорится в статье, опубликованной в журнале Journal of Consumer Psychology.
"Красный цвет и знаки стоп не всегда могут помогать кампаниям по борьбе с курением или при агитации безопасного секса. В таких случаях красный фон, обрамляющий медицинские слоганы, может не действовать на любителей острых ощущений, и даже наоборот, заставлять их делать совершенно противоположное", — заявил Рави Мехта (Ravi Mehta) из университета штата Иллинойс в городе Шампейн (США).
По словам Мехты, его научная группа раскрыла секрет успеха всех революционных красных знамен абсолютно случайно – к ним за помощью обратилась нидерландская некоммерческая организация, обслуживавшая линию помощи для детей в возрасте от 8 до 18 лет, которые могли позвонить на номер доверия или рассказать о своих проблемах при помощи веб-чата.
Очень часто, по словам представителей этой НКО, услугами этой линии доверия пользовались не дети, а пранкеры, развлекавшие себя общением с детскими психологами за счет налогоплательщиков. Доля подобных шутников в числе пользователей линии достигала 15%, и поэтому сотрудники организации обратились за помощью к другой группе психологов, которая посоветовала им поменять цвет фона в окне чата с синего и белого на красный, чтобы отпугнуть пранкеров, так как красный цвет считается цветом подчинения и законопослушного поведения.
Как рассказывают ученые, эта мера привела к обратным результатам – доля пранкеров выросла до 22%, что заставило НКО обратиться за помощью к команде Мехты и его коллег. Они заинтересовались этим необычным поведением "троллей" и попытались выяснить, почему красный цвет делает "восстание" против общественных норм еще более привлекательным, наблюдая за поведением студентов в ходе двух небольших экспериментов.
В рамках них ученые провели небольшой соцопрос среди студентов и пользователей сервиса Amazon Turk на предмет их склонности к противоправному поведению и поиска острых ощущений. Цвет фона в программе, которая выводила вопросы на экран компьютера, для одних участников был белым, а для других – красным. В одной из вариаций этого опроса было "случайно" включено сообщение от медицинских служб, рекомендовавших пользоваться кремом от загара при походах на пляж, а также вопросы, касавшиеся отношения этих людей к данному средству защиты тела.
Оба этих эксперимента показали, что красный цвет делал студентов и жителей сети более склонными к неповиновению и действиям, нарушающим закон и нормы общества, если они были изначально склонны к риску и поиску опасных ощущений. Люди, которые были более склонны к жизни обывателя, наоборот, становились менее склонными к "революционерству", если видели красный цвет.
По этой причине ученые рекомендуют отказаться от использования красного цвета для пропаганды отказа от наркотиков, сигарет, плавания в неположенном месте или небезопасного секса среди групп риска. "Обычные" люди не будут делать все это и без подобных предупреждений, а самые уязвимые категории населения, предрасположенные к риску, наоборот, будут чаще поступать не так, как хотят социальные службы, если будут видеть их предупреждения на красном фоне.