Илья Ремесло, юрист, для РИА Новости
Однако нормы европейского законодательства прописывают процедуру выхода весьма обтекаемо. Давайте попробуем разобраться, как может выглядеть процедура применения 50-й статьи.
Лиссабонский договор: право на выход
Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества был подписан на саммите ЕС 13 декабря 2007 года. Этот договор должен был заменить Конституцию Евросоюза, которая так и не была принята по причине выражения недоверия на референдумах Франции и Нидерландов.
Одной из основных новаций Лиссабонского договора стало право на выход из Евросоюза. До этого нормативные акты ЕС не содержали каких-либо норм, касающихся выхода.
В 50-й статье Лиссабонского договора закрепляется право государства, являющегося членом ЕС, на добровольный выход из состава Европейского союза. Указано, что каждый член ЕС может принять соответствующее решение согласно своим конституционным правилам (т.е. внутреннему законодательству).
Выход из состава ЕС производится на основании соглашения, которое нуждается в одобрении Европейского парламента. В случае недостижения соглашения выход может быть осуществлен в одностороннем порядке по истечении двух лет с момента подачи заинтересованным государством уведомления в Европейский совет.
Процедура выхода
Согласно статье 50 Лиссабонского договора, государство — член Евросоюза, принявшее решение о выходе, должным образом уведомляет о своем решении Европейский совет.
Далее ЕС (в лице Европейской комиссии) на основе предписаний, установленных Европейским советом, проводит переговоры и заключает с государством соглашение, которое определяет порядок его выхода из Евросоюза и основы их будущих взаимоотношений.
Если данное соглашение не будет заключено, то по истечении 2 лет с момента уведомления государством Европейского совета выход осуществляется в одностороннем порядке.
Подводные камни
В результате затяжных споров евробюрократов с государствами, которых не устраивали формулировки Лиссабонского договора, положения 50-й статьи Лиссабонского договора носят рамочный характер.
В статье не оговорены детали и четкая процедура выхода из ЕС, не оговорены конкретные вопросы, которые необходимо урегулировать в соглашении сторон о выходе, нет четких указаний на сроки подготовки данных соглашений.
Финансовые и таможенные вопросы также остались за рамками статьи 50. Все это отдано на откуп национального законодательства и внутренних норм Евросоюза.
Также следует учитывать, что все договоры Европейского союза в отношении такого государства прекращают свое действие с момента вступления в силу соглашения о выходе из ЕС. Если же такое соглашение не удалось заключить по причинам разногласий, то в течение 2 лет с момента уведомления государством Европейского совета о своем решении оно может просто уйти.
Применительно к Великобритании здесь кроются наиболее сложные проблемы: прекратить действие британских соглашений с Евросоюзом довольно просто. Гораздо сложнее — урегулировать экономико-политические отношения, оставшиеся после расторжения данных соглашений.
В такой ситуации выход Великобритании из Евросоюза будет сопровождаться затяжными переговорами, обсуждением массы соглашений и в результате может растянуться на годы.