МОСКВА, 25 мая. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Как вытянуть российскую экономику из кризиса и заставить ее расти? По этому вопросу 25 мая в Кремле состоялся "мозговой штурм" — на первом за два года заседании президиума экономического совета.
Что предлагают
Алексей Кудрин — нынешний заместитель председателя Экономического совета при президенте, уверен: чтобы вытащить экономику со "дна", нужны структурные реформы — судебной, правоохранительной системы и пенсионной системы. Необходимо также снизить долю государства в экономике и консолидировать бюджет. Кудрин впрочем, предупредил: прежде чем проводить "реанимационные мероприятия", российской экономке нужно поставить точный "диагноз".
Новый глава совета фонда "Центра стратегических разработок" предлагает российским предприятиям активнее инвестировать собственные средства в экономику. По его словам, сегодня на счетах предприятий свободных ресурсов сложилось в объеме годового объема инвестиций, которые каждый год осуществляет Россия. "То есть свободные средства есть дешевле даже, чем банковские кредиты, потому что это собственные средства предприятий. Но они не инвестируются", — отметил Кудрин.
Снижение инфляции и структурные реформы позволят экономике выйти на темпы роста в 4% через 5-7 лет, уверен экс-глава Минфина.
На пенсию — как можно скорее
В Минэкономразвития (МЭР) констатируют: потенциальный рост сейчас на уровне 2%, но эти темпы для российской экономики неприемлемы. В ведомстве уверены: его вполне возможно удвоить. Для этого нужно более интенсивно использовать трудовые ресурсы.
Идея о повышении пенсионного возраста есть и в предложениях Минэкономики. Там настроены еще более решительно: отправлять на пенсию с 65 лет. Это позволит сбалансировать пенсионную систему и снизит дефицит трудовых ресурсов, уверены в ведомстве. Предлагается также сделать более гибким рынок труда. Это и более широкая практика заключения срочных договоров, стимулирование внутренней миграции и — упрощение процедуры увольнения.
В МЭР объясняют: нынешнее недостаточное гибкое трудовое законодательство мешает экономическому росту страны. Кроме того, эти меры, по прогнозу ведомства, должны снизить уровень безработицы до 4-4,5% (по данным Росстата на апрель 2016 уровень безработицы в России сейчас — 5,9%).
Члены Столыпинского клуба уверены: можно выйти на темпы экономического роста и в 5-7% год. Но это — при условии государственных инвестиций на приоритетные отрасли, использования средств Фонда национального благосостояния и Центрального банка. "Рыночники-реалисты", хотят призвать ЦБ к реализации политики "количественного смягчения" или вливания денег в экономику для стимулирования роста.
Что лучше для народа
Эксперты, тем не менее, указывают: все три концепции вызывают сомнения. Весьма спорным аналитикам видится "план Кудрина".
"Этот план — антинародный, он ударит по простому человеку. Все проблемы государства предлагается решить за счет народа — повысить пенсионный возраст, сократить расходы по социальной части, возможно, и повышение налогов", — считает заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова. При том, что ситуация и без того плохая: рубль упал, реальные доходы населения тоже, а упадут еще и номинальные.
Главная цель плана Кудрина — достижение неких количественных целевых показателей, но неясны источники этого достижения. Сокращение дефицита бюджета — это всегда повышение налогов, либо сокращение расходов. И в плане ничего не сказано о росте благосостояния общества и уровня жизни людей. "Если не стимулировать производство, импортозамещение, то откуда возьмется экономический рост", — недоумевает Мильчакова.
"В России среди стран БРИКСТ (БРИКС плюс Турция) этот показатель самый низкий, что означает: мы тратим меньше всех — меньше китайцев, и турков, и южноафриканцев). Экономика от этого страдает", — объясняет Мильчакова.
"Антисоциальными" назвал предложения Кудрина и Улюкаева независимый эксперт Дмитрий Адамидов. По его словам, обе программы предлагают спасать, прежде всего, бюджет и внебюджетные фонды: на это направлены и предложения по повышению пенсионного возраста, и изменения в Трудовой кодекс. "Такие меры, скорее отвечают, интересам олигархов, нежели населения", — считает Адамидов.
Что касается поддержки экспорта, на практике, это, скорее всего, будет означать, что экспортный контроль ослабеет, а предприятиям, вывозящим сырье, жить станет проще, предполагает эксперт
Реальный сектор
"В 1990-е годы это сработало, начался рост, разобрались с инфляцией", — отмечает она. Главный недостаток программы: она не учитывает, что сейчас ЦБ не готов проводить стимулирующую политику, не решается снижать ставку, если и снизит, то на 0,5 п.п — до 10,5%.
"Для народа программа Титова, конечно, выглядит более позитивно. Она означает и потенциал роста малого бизнеса, бОльшую доступность кредитов, не требует повышения пенсионного возраста", — комментирует эксперт "Альпари".
Главным ее плюсом эксперты назвали инвестиции в реальный сектор. Опыт других стран показывает — поддержка реального сектора крайне важна.
"Например, Китай обязан своему "экономическому чуду" прежде всего поддержкой производства, реального сектора", — напоминают аналитики.
Это как раз предполагает программа Титова. Поддержка реального сектора — это всегда создание новых рабочих мест, и, соответственно, сокращение безработицы.
Аналитики уверены: в предложенных вариантах "не пройдет" ни одна из программ. Скорее всего, будет принято некое компромиссное решение, создадут рабочую группу, чтобы выработать наиболее оптимальный и эффективный вариант на основе всех трех программ.
Не исключено и то, что до выборов 2017 года власти не будут делать резких движений. "А там, глядишь, и ЦБ ставку снизит до 10%, и нефть дойдет до $60", — говорит Мильчакова. По прогнозу "Альпари" этой отметки цена барреля "черного золота" достигнет уже во втором полугодии 2016-го).