ЛОНДОН, 16 мая – РИА Новости, Мария Табак. Выставка "Императрица и садовник", на которой впервые представлена коллекция акварелей и рисунков из собрания Государственного Эрмитажа, внесла важный вклад в изучение истории дворца и позволила лучше понять, какими принципами руководствовался знаменитый ландшафтный дизайнер XVII века Ланселот "Кэпэбилити" Браун, служивший главным садовником короля Георга III, рассказал РИА Новости один из кураторов выставки Том Драйсдейл.
"С выставкой связана интересная история. Мы знали, что коллекция рисунков Спайерса существовала и была куда-то продана, а в Эрмитаже в 2002 году Михаил Дединкин (заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа – ред.), обнаружил коллекцию, но не знал, откуда она взялась. Так что мы соединили два конца одной цепи, Михаил атрибутировал работы, и такая выставка стала возможной. Мы сразу решили ее провести в юбилейный год – в конце августа исполнится 300 лет со дня рождения Брауна", — рассказал Драйсдейл.
Рисунки Спайерса дали садовникам Екатерины II бесценный материал для работы. Они использовались для создания "английского" дворца и "английского" парка императрицы в Петергофе. Теперь же, временно вернувшись на свою родину, рисунки помогают нынешним садовникам Хэмптон-корта лучше понять, как выглядели некоторые исторические сады, а также в подробностях узнать принципы работы Брауна.

"Эта коллекция считается самым полным визуальным воспроизведением исторического ландшафта, дошедшим до наших дней. Это настоящее окно в забытую георгианскую эпоху и в прошлое дворца", — отметил Драйсдейл.
Терри Гоуф, занимающий спустя три столетия ту же должность, что и Браун, считает, что прежде всего знаменитый дизайнер руководствовался уважением к прошлому.
"Пост главного садовника в Хэмптон-корте был достаточно необычным для Брауна. Обычно он был творцом, сам создавал ландшафты, например, во дворце Бленхейм. Но тут его первоочередной задачей было сохранить сделанное его предшественниками, сохранить исторический облик дворца. Поэтому он позволил себе внести лишь несколько радикальных изменений в ландшафт. Главное изменение – он перестал подстригать конусообразные туи, поскольку считал это насилием над природой и неуважением к деревьям. В результате они превратились в большие деревья, которые вновь начали подстригать лишь в 1920-е годы. Эти туи, похожие теперь на гигантские грибы, стали своего рода "визитной карточкой" дворца. Сейчас им всем за 300 лет, но туи живут очень долго. А на рисунках Спайерса видно, как постепенно росли эти деревья, меняли свою форму", — рассказал Гоуф.
По словам Гоуфа, руководящего штатом из 50 человек, принцип работы садовников в Хэмптон-корте по сути остался неизменным.
"Нужно знать историю, уважать труд предшественников и понимать, что ты делаешь. Иначе очень легко все испортить", — отметил он.
Людям, пришедшим на выставку "Императрица и садовник", кураторы рекомендуют пойти и сравнить виды, запечатленные на рисунках Спайерса, с нынешними видами садов Хэмптон-корта. Судя по всему, многие посетители следуют этому совету: первая партия каталогов, изданных к выставке, уже полностью распродана.
Выставка "Императрица и садовник" продлится до 4 сентября.
