МОСКВА, 29 апр — РИА Новости. Опубликованное в четверг интервью главы МИД России Сергея Лаврова шведскому изданию Dagens Nyheter, в котором российский министр обозначил позицию Москвы относительно гипотетической возможности присоединения Швеции к НАТО, вызвало горячую дискуссию.
Отвечая на вопрос шведского журналиста, Лавров заявил, что при таком развитии событий Россия будет вынуждена отреагировать военно-техническими мерами на своих северных рубежах. В Стокгольме же о возможности присоединения к Североатлантическому альянсу до этого никаких официальных заявлений не делали.
Стоит отметить, что интервью шведской газете Лавров дал ранее, но опубликовано оно было только в этот четверг. А накануне публикации Пентагон сообщил, что замминистра обороны США Роберт Уорк встретился с представителями военных ведомств стран Северной Европы и Балтии, в том числе чтобы обсудить и тему "сдерживания российской агрессии".
В этой связи заявления главы МИД России обрели особую актуальность, хотя по сути ничего нового в них не содержалось: Москва никогда не скрывала своего негативного отношения к приближению НАТО к российским границам, которое усугублялось нежеланием Альянса следовать принципу неделимой безопасности для всех.
Чувствительная для российской стороны тема размещения военной инфраструктуры НАТО вблизи российских границ не сходит с повестки дня отношений России и Альянса уже не один год, с тех пор как Вашингтон начал разворачивать в Европе сегмент своей глобальной противоракетной обороны, а НАТО стала расширяться за счет бывших советских республик и бывших стран-сателлитов СССР.
Встречи на севере Европы
Тема "сдерживания российской агрессии" стала одной из основных в ходе дискуссий, которые провел в Швеции заместитель министра обороны США Роберт Уорк с представителями военных ведомств Дании, Эстонии, Финляндии, Исландии, Литвы, Латвии, Норвегии и Швеции, сообщил в среду Пентагон.
"Уорк подчеркнул, что подобные встречи являются важной возможностью для сотрудничества в сферах, вызывающих взаимные опасения, а также для обмена мнениями по европейской безопасности на северном, восточном и южном флангах", — говорится в сообщении американского оборонного ведомства.
Замминистра также провел встречу с группой шведских военачальников, на которой "обсуждался широкий спектр двусторонних инициатив". В частности, речь шла "о дальнейшем углублении военного сотрудничества, инициативах по сотрудничеству с НАТО, региональной безопасности и приоритетах в обороне".
"Уорк заверил шведскую сторону в приверженности США двустороннему сотрудничеству, программе партнерства с НАТО в той части, которая касается Швеции, а также идее сдерживания российской агрессии", — сообщили в Пентагоне.
Позиция Москвы
На следующий день после того, как Пентагон сообщил о поездке своего представителя в Европу, Dagens Nyheter опубликовало интервью Сергея Лаврова. Сотрудник газеты поинтересовался, "беспокоит ли Москву благосклонное отношение Швеции к НАТО" и какие она предпримет ответные меры, если эта страна решит присоединиться к блоку.
"Если Швеция решит вступить в НАТО, у нас не появится мыслей, что шведы решат на нас нападать. Это я могу сразу сказать. Но поскольку шведская военная инфраструктура в той ситуации будет уже подчиняться верховному главнокомандованию НАТО, то, конечно, мы на наших северных рубежах будем вынуждены принять необходимые военно-технические меры, исходя из того, что по ту сторону границы находится военно-политический блок, который считает Россию угрозой и хочет ее всячески сдерживать", — ответил глава российского МИД.
Министр не стал уточнять, о каких именно контрмерах может идти речь, переадресовав этот вопрос военным.
Журналист Dagens Nyheter попросил прокомментировать слова главы МИД Швеции Маргот Вальстрём о том, что отношения между Москвой и Стокгольмом прохладнее, чем много лет назад, и спросил, что можно сделать для улучшения двусторонних отношений. В ответ Лавров отметил, что необходимо "вернуться к своим коренным национальным интересам с обеих сторон".
"Мы никогда не отходили от этой позиции, всегда видели в Швеции доброго соседа, хорошего и перспективного партнера в самых разных областях – в экономике, гуманитарных делах, в Арктике, в международных процессах, где Швеция играет достаточно активную роль. Такой же настрой был на шведской стороне", — сказал он.
Глава МИД России напомнил, что Стокгольм объявил о заморозке контактов и присоединился к антироссийским санкциям ЕС в связи с ситуацией на Украине.
"Наша позиция очень проста: мы никогда не обижаемся в нашей внешнеполитической деятельности, с пониманием относимся к тем обстоятельствам, которые наши шведские коллеги сейчас приводят в качестве основания своей позиции. Если Маргот Вальстрём считает, что отношения самые прохладные, так надо форточку закрывать, чтобы не дуло со стороны тех центров, где генерируется русофобия", — сказал Лавров.
Стокгольм официальный и оппозиционный
После публикации интервью Лаврова в Dagens Nyheter, Вальстрём подчеркнула, что принцип неприсоединения Швеции к военным альянсам остается неизменным.
"Шведская политика безопасности решается Швецией и никем другим. Неприсоединение к военным союзам служит нам хорошо и остается неизменным", — написала Вальстрём в своем микроблоге в Twitter.
Впрочем, шведская оппозиция этот подход не разделяет: интервью Лаврова вызвало возмущение у лидера Партии центра Анни Лёв.
"Заявление российского министра иностранных дел возмутительное. Наша внешняя и политика безопасности определяется Швецией. Действия России подчеркивают необходимость сотрудничества в области политики безопасности. Швеции следует в координации с Финляндией… присоединиться к НАТО. Мы должны строить безопасность в сотрудничестве с другими", — написала политик в Twitter.
Позиция Партии центра по вопросу НАТО не нова. Консервативные оппозиционные партии Швеции заговорили о позитивном отношении к вопросу присоединения страны к НАТО с осени 2015 года. С таким подходом не согласны правящие социал-демократы. Так, та же Вальстрём, представляя в феврале текущего года ежегодную внешнеполитическую декларацию, заявила, что неприсоединение Швеции к военным альянсам "благоприятно для страны и вносит свой вклад в стабильность и безопасность в Северной Европе".
Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, комментируя слова главы российского МИД, призвал уважать право страны самостоятельно принимать решения относительно своей политики в сфере безопасности.
"Мы в Швеции сами принимаем наши решения о нашей политике обороны и безопасности. Ни одна страна не должна делать это за нас, мы делаем это сами. Мы требуем уважения к этому, также как мы уважаем решения других стран в отношении политики безопасности и обороны. Швеция находится вне блоков давно, это нам служит хорошо. Мы говорили об этом миру много раз, и Москва знает это", — заявил шведский премьер агентству ТТ.
Глава Минобороны Швеции Петер Хультквист сказал Dagens Nyheter, что "нет оснований для другой страны выражать точку зрения об этом". Он добавил, что в Стокгольме отмечают "растущую военную разведывательную деятельность России".
В НАТО подтвердили, что Швеция не подавала заявку на членство в альянсе, отметив, что решение о вступлении должно быть суверенным и свободным.
"Швеция не подавала заявку на членство в НАТО, но это один из наиболее активных, вовлеченных и эффективных партнеров. Мы разделяем одни и те же ценности и вызовы. Мы работали бок о бок в операциях под командованием НАТО при мандате ООН, включая Косово и Афганистан. Мы ценим наше партнерство, которое делает НАТО и Швецию безопаснее", — сказал РИА Новости представитель НАТО.
Мнение экспертов и политиков
Российские политики и эксперты прокомментировали гипотетическую возможность присоединения Стокгольма к альянсу, отметив, что такое развитие событий вызвало бы закономерную ответную реакцию Москвы.
"Речь идет не только о военно-технических, но и численных мерах. Россия увеличит численность своих Вооруженных сил на северном и северо-западных рубежах, в том числе Северном флоте, в случае присоединения Швеции к НАТО", — заявил первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Серебренников.
По словам главного редактора журнала "Национальная оборона", члена общественного совета при Минобороны России Игоря Коротченко, "в свете возможного вступления Швеции в НАТО стоит провести усиление группировки Вооруженных сил РФ на северо-западе, а также обновление боевого состава Балтийского флота за счет включения в его состав надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных крылатыми ракетами морского базирования класса "Калибр".
Коротченко выразил мнение, что России может потребоваться сформировать и развернуть в Западном военном округе еще одну ракетную бригаду, оснащенную оперативно-тактическими ракетными комплексами "Искандер-М", а также развернуть на территории Калининградской области береговые противокорабельные комплексы "Бастион".
В то же время, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов уверен, что Швеция проявит осмотрительность в вопросе возможного вступления страны в НАТО. Отвечая на вопрос РИА Новости о том, как российской стороне стоит реагировать на постепенное расширение альянса, парламентарий сказал, что "скоростная оценка "постепенно" здесь не подходит — НАТО, наоборот, летит к нашим границам, как сверхзвуковая ракета".
"Думаю, что руководство Швеции проявит свою мудрость и вернется к своей вековой традиции нейтралитета. Нельзя сегодня ностальгировать по временам Полтавской битвы, когда Карла XII разгромил Петр I, ведь после этого как раз Швеция и стала образцом политической вежливости, миролюбия и нейтралитета", — сказал собеседник агентства.