Премьер-министр Сирии Ваиль аль-Хальки во второй части интервью РИА Новости рассказал о том, на чью помощь Дамаск рассчитывает в послевоенном восстановлении страны, о перспективах российских инвестиций в сирийскую экономику, сотрудничестве в сфере финансов, ТЭК, автомобилестроения, связи и сельского хозяйства.
Первую часть интервью премьер-министра Сирии читайте здесь >>
— Господин премьер-министр, ранее президент Башар Асад оценил потери Сирии в период войны в 200 миллиардов долларов. Какая сумма необходима на восстановление страны, по вашим оценкам, и когда начнется эта процедура? Ведет ли Дамаск переговоры о финансировании на эти цели? Какие из государств выразили готовность предоставить средства?
— Война с терроризмом в Сирии все еще продолжается. Важно отметить, что все цифры и данные о потерях и ущербе примерные и оценочные, так как эти данные меняются с каждым часом, если не с каждой минутой. Кроме того, следует различать ущерб, с одной стороны (экономические потери) и потери с другой (упущенная выгода — деньги, которые предполагалось получить от объекта, если бы его использование продолжилось).
Также эти оценки включают в себя в основном объекты, от которых мы можем получить (прибыль). В то же время многие районы остаются под контролем террористических группировок и сложно оценить объем потерь и ущерба. С другой стороны, нужно понимать, что стоимость восстановления страны — цифра непостоянная, ей нельзя оперировать, она постоянно меняется, пока идет война. Пока война не закончится, точных цифр ущерба и потерь у нас не будет.
В связи с темой планов на восстановительный период отметим, что сирийское правительство завершает запуск национальной программы по превращению Сирии в "страну после кризиса", она включает в себя отслеживание и оценку потерь и ущерба. В приоритетах также работа, заключающаяся в реалистичной и научно обоснованной оценке последствий кризиса, а также получение информации об ущербе от министерств и общественных институтов на регулярной основе.
Финансовое планирование также является неотъемлемой частью полномасштабных планов по восстановлению. Президент Асад ранее заявил, что период восстановления продлится определенное время, и это, конечно, значит, что в течение этого времени потребуется финансирование. Это не сиюминутная формальность, заключающаяся в обеспечении всех необходимых финансовых средств с самого начала восстановления. Необходимо распланировать все так, чтобы составить две программы — для материальных и финансовых потребностей в течение этого периода.
В этой связи можно сказать, что мы постоянно ведем переговоры о сотрудничестве с друзьями в России, Иране, Китае и другими партнерами по международному сотрудничеству для запуска первого этапа совместной работы.
Хочу подтвердить, что ущерб, нанесенный материальной базе сирийских институтов, не повлиял на их решимость и настойчивое упорство в намерении начать все заново. Наша цель не в том, чтобы вернуться к состоянию, которое было до кризиса, а перейти к лучшей ситуации, где у нас будет больше сил, где мы будем сплоченными в ряде сфер — экономической, социальной, политической, культурной, будем опираться на принципы эффективного национального сотрудничества между всеми слоями сирийского общества.
— Дамаск ранее заявил о возможном участии российских, китайских, иранских компаний в экономических проектах в Сирии после войны. Ведутся ли сейчас об этом переговоры? С какой-то конкретной компанией? И о каком проекте?
— Сирийские власти всегда с энтузиазмом относятся к развитию и укреплению экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества с разными странами. Естественно, приоритет в этом — у дружественных сирийскому народу государств, вставших на его сторону во время этих ужасных потрясений, оказавших помощь ради сохранения Сирии как государства и страны, создавших у сирийцев уверенность в том, что отношения их с Сирией глубоки и искренни.
Поэтому Сирия заинтересована в сотрудничестве в будущем с дружественными государствами в восстановлении страны и в основных проектах, которые будут осуществляться в Сирии после кризиса.
Стоит упомянуть, что эта связь САР с РФ, Ираном, Китаем включает партнерские отношения в ряде сфер, где есть общие интересы. Для того чтобы поднять уровень экономических отношений с этими странами до того же уровня, на котором находятся политические отношения с ними, проводятся официальные встречи для консультаций по различным вопросам экономического сотрудничества. В том числе по активизации сотрудничества компаний и бизнесменов для работы в САР в проектах, которые будут предложены властями страны для внешних прямых инвестиций, или через различные формы инвестиций, или через любую другую форму инвестиций в различные сферы экономики.
Мы подтверждаем, что совместные комиссии постоянно поддерживают контакты. Есть технические делегации, совершающие взаимные визиты постоянно с целью достижения лучших форм сотрудничества, выгодных обеим сторонам.
— Каковы перспективы сотрудничества в сфере ТЭК, в том числе в добыче нефти? Что может предложить Дамаск своим зарубежным партнерам в этой сфере? Можно ли говорить о предоставлении иностранным компаниям права инвестиций в нефтяные месторождения?
— САР очень интересуется развитием в ближайший период партнерских отношений с дружественными нам государствами, во главе их — Российская Федерация. Приоритет у экономических проектов, которые мы будем развивать, предложив инвестировать в них. У Миннефти и природных ресурсов есть стратегические проекты в сфере ТЭК, в частности в сфере геологоразведки месторождений нефти и газа на суше и на шельфе. Предложено сотрудничество по ним компаниям дружественных государств, во главе их — российские.
Перечислю некоторые из проектов. Проекты в сфере геологоразведки на суше в районах, богатых запасами. Ожидается проведение новых разведывательных работ и увеличение добычи на открытых ранее месторождениях с помощью применения современных технологий. Проекты в сфере геологоразведки на море. Проекты по развитию ряда нефтяных и газовых месторождений с целью увеличения средних цифр по добыче через использование самых современных технологий в этой области. К примеру, на газовом месторождении Бальаас. Проекты по созданию совместных компаний по предоставлению услуг в сфере бурения и сейсмических исследований для нефтяников. Инвестиции в проекты по использованию избытка перерабатывающих мощностей на НПЗ в Хомсе и Баниясе. Вхождение в качестве партнера в строительство совместной НПЗ "Феркалас" (Россия-Иран-Венесуэла), модернизация НПЗ Банияс. Сотрудничество в сфере научных изысканий: создание технического центра, где будут проводиться стратегически важные исследования по целесообразности инвестиций в нефтяные и газовые запасы, передача этих знаний соответствующим кадрам.
Сфера ТЭК и особенно добычи нефти и газа является одной из первых, в которые был открыт доступ иностранным инвестициям в 1980-е годы через инструмент рабочих контрактов. Правовая и организационная сторона вопроса для инвестиций обеспечены. Мы открыты для всех квалифицированных иностранных компаний, заслуживших право работать в Сирии в соответствии с международно признанными нормами.
В этой связи отмечу, что российские компании не чужие на рынке ТЭК в Сирии, в этой сфере есть довольно много российских компаний. У них большой опыт, который нам понадобится при восстановлении скважин и станций, разрушенных ИГ при сотрудничестве с турецкими властями, которые атаковали то, что вместе построили российские и сирийские компании десятилетия назад.
— Есть ли у сирийских властей планы открыть банки в Российской Федерации и других странах? Идут ли переговоры по этому вопросу?
— Российско-сирийский деловой совет выразил желание открыть совместный российско-сирийский банк с долевым участием в размере 50% от каждой из сторон. Сирийское участие обеспечат сирийские бизнесмены, имеющие достаточный банковский опыт. Этот банк будет под контролем Центробанков двух стран. Центробанк Сирии приветствовал это предложение и ожидает подробный проект, чтобы его изучить.
В настоящее время в Центробанке Сирии также идет изучение наиболее подходящей формы для создания российского банка в Сирии, чтобы облегчить финансирование банковских операций между двумя странами, что, в свою очередь, отвечает обоюдным интересам и облегчит проведение торговых операций.
Учитывая, что Сирия не была изолирована от мира и поддерживала весьма серьезные финансовые связи с большинством стран, а также обладала надежной финансовой репутацией, мы планируем начать процесс по отмене несправедливых санкций по финансовым операциям Сирии с внешним миром. Мы также придаем большое значение созданию сети финансовых отношений со всеми международными партнерами, что будет способствовать торговому, экономическому и финансовому сотрудничеству. Действительно, идут переговоры и исследования для открытия совместных банков, в особенности с российской стороной. Их курируют компетентные структуры от обеих стран.
— Существуют ли у Центробанков России и Сирии планы подписать соглашение о взаимном использовании валюты двух стран для содействия двусторонней торговли и прямым инвестициям? Целесообразно ли запускать подобный механизм сейчас?
— Центральный банк Сирии еще в 2013 году подготовил детальный банковский механизм (торгового — ред.) обмена в национальных валютах и представил его российской стороне в лице представителя главы Центробанка России. Прошло несколько раундов переговоров по этому механизму. Нас уведомили, что идут консультации с российскими банками. Работа по изучению этого вопроса, а также вопроса сотрудничества с сирийскими банками в этой области, идет. В скором времени нам сообщат названия банков.
Эта тема была также отражена в меморандуме, который сирийская сторона представила членам Таможенного союза, который позднее перерос в Евразийский экономический союз. В этом меморандуме содержались предложения, подготовленные Управлением по планированию и международному сотрудничеству, а также профильными министерствами: о путях снижения таможенных пошлин, перечне товаров, а также принципе переводов платежей, которые должны стать предметом переговоров для их внесения в соглашение о свободной торговле между Сирией и странами Таможенного союза (Россия — Белоруссия — Казахстан).
В случае одобрения соглашения о свободной торговле, Сирия сможет работать одновременно с местными валютами ряда стран. Кроме того, следующим шагом станет обсуждение вопроса валютных и финансовых операций, который продиктован необходимостью наличия достаточного объема сделок по обмену между двумя государствами.
Когда объем обмена достигнет уровня, который потребует создания совместной валютной структуры, действующей в обоюдных интересах, то мы без промедления ее запустим. Эти идеи вынесены на обсуждение специалистов. Проводятся постоянные консультации между Центробанками России и Сирии, исходя из понимания важности совершенствования торгового и инвестиционного сотрудничества между двумя странами, чтобы достичь уровня, который избавит нас от использования валюты-посредника.
— Рассматривает ли Сирия возможность обращения за финансовой помощью к России или другим странам? Если да, то в какой сумме нуждается страна?
— Да, мы обратимся за помощь к дружественным странам. Что касается суммы, то процесс восстановления страны нуждается в большом финансировании, которое различается в зависимости от позиции государства, которое хочет принять участие в этом и инвестировать.
Производственные инвестиции в важные проекты могут осуществляться при полном финансировании этого государства, либо частичном, либо согласно установленным инвестиционным формам. Таким как, например, открытие кредитных линий согласно финансовым потребностям социального и обслуживающего сектора, кредиты на льготных условиях и займы.
Нельзя подсчитать требуемую сумму, так как мы прежде всего просим от дружественных стран финансового участия согласно имеющимся у них возможностям, с которыми они могут поучаствовать.
В краткосрочной период большая часть помощи, предоставленной дружественными странами, вносит вклад в укреплении стойкости сирийского народа в противостоянии кризису. Она имеет большое влияние в обеспечении основных потребностей граждан и поддержки жизненно важных секторов. Это из ряда спасательной или гуманитарной деятельности.
Что касается стратегического периода, то помощь будет предоставлена в виде финансовых вливаний, которые сирийское правительство планирует получить от дружественных государств в виде льготных кредитов для финансирования инвестиционных проектов в стратегических отраслях, важнейшими из которых являются энергетика, инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство и другие.
Здесь важно отметить, что сирийское правительство не рассматривает вопрос экономического развития лишь в контексте количества. Мы не смотрим на наших партнеров лишь как на тех, кто дает деньги. Мы не нуждаемся только в деньгах, мы нуждаемся в производственном финансировании — деньги вдобавок к опыту, деньги в дополнении соучастия и рациональности, которая произвела эти деньги. Разрешите мне снова подтвердить то, что я упомянул некоторое время назад: как восстановление инфраструктуры не может произойти за один раз, так и финансирование не может быть запрошено лишь единожды. Существуют временные сроки для материальных и финансовых программ, мы можем начать с нескольких миллиардов долларов, чтобы начать сначала новый период производства-потребления.
— Министр электричества Сирии Имад Хамис в своем интервью агентству Sputnik заявил, что Сирия в настоящий момент активно контактирует с российскими компаниями, работающими в сфере строительства электростанций, что были заключены соглашения для строительства этих станций. Он также сообщил, что ваша страна сотрудничает с рядом компаний, работающих в сфере закупок электрооборудования. На какой стадии сейчас находится все это?
— Отношения с Россией имеют исторические корни. Они переросли отношения в политической и экономической сферах, достигнув связей на общественном уровне.
В деле строительства электростанций уже были успехи, к которым добавились новые. Российская сторона откликнулась на идею восстановления инфраструктуры, в связи с чем было подписано множество сделок с российской стороной, среди них соглашения на сумму в 600 миллионов евро и 250 миллионов евро.
Свыше 60 процентов станций не работают и нуждаются в топливе для начала эксплуатации. Однако, несмотря на то, что претерпела Сирия, она сумела сохранить инфраструктуру. Осталась сеть, соединяющая север (от Камышлы) и юг (до Дераа). Электричество до сих пор подается. Однако производство электричества опирается на топливо, а нефтяной сектор подвергся даже большему терроризму, чем сектор электроэнергетики.
Мы нуждаемся в 35 тысячах тонн нефти ежедневно для производства электричества. Сегодня мы перегоняем эти объемы для того, чтобы использовать их 24 часа в сутки на протяжении месяца, чтобы этот процесс не прерывался. Так как сирийское правительство напрямую поддерживает сектор электроэнергетики, на него из государственного бюджета выделяется больше средств, чем на остальные секторы. И, конечно, россияне — это настоящие партнеры, они обладают очень продвинутыми преимуществами в этой сфере. Сирийское правительство уделяет всяческое внимание этому сектору, и мы ищем больше квалифицированных партнеров для международного сотрудничества. Российские, конечно, имеют приоритет.
— Министерство экономического развития объявило, что компания "Интер РАО — Экспорт" намеревается построить электростанцию "Тишрин —3". Были ли достигнуты с "Интер РАО" окончательные соглашения по этому проекту? Когда может быть подписан контракт? С кем еще из российских компаний и по каким проектам в области электроэнергетики ведутся переговоры или были достигнуты соглашения об их реализации?
— Была проведена серия заседаний и встреч между техническими специалистами из энергетического сектора Сирии с представителями российской компании "Интер РАО". Российской стороне были переданы ответы на их некоторые запросы. Подходят к концу технические консультации для того, чтобы принять окончательное решение по вопросу финансирования, который бы устраивал обе стороны. В этой связи хочу указать на то, что сирийское правительство, несмотря на кризис, сохранило приемлемые генерационные мощности, однако есть нужда в топливе.
Важно указать, что видение сирийского правительства в отношении подобных проектов демонстрирует стратегическое планирование, веру в Сирию после кризиса, в которой потребностей будет гораздо больше. Все это свидетельствует о стремлении сирийского правительства обеспечить необходимые элементы постоянного развития.
— Обратитесь ли вы за помощью к компании РЖД или другим российским организациям для восстановления страны и строительства транспортной инфраструктуры? О каких проектах и на какую сумму идет речь?
— Конечно, существует сотрудничество в сфере морского и сухопутного транспорта (железнодорожного) и воздушного. На эту тему есть постоянный контакт. Однако на продвижение по данному вопросу влияет тема безопасности. Известно, что к вопросу железнодорожной сети нужно подходить с учетом всех особенностей экономической географии на карте Сирии. Мы ждем окончания войны для перестройки экономической географии Сирии для того, чтобы произвести планирования транспортной сети, соответствующей этой карте.
Транспортный сектор со всеми его элементами — это сектор услуг, зависящий от станций отправления и приезда и сетей, которые будут возведены или строительство которых будет закончено вместе с появлением новой посткризисной Сирии.
— Заинтересована ли Сирия во вхождении наиболее крупных российских производителей автомобилей, таких как "АвтоВАЗ", КАМАЗ и группы ГАЗ, на сирийский рынок? О каком сотрудничестве можно говорить в нынешних условиях?
— Делегация компании "Сиамко" посетила российский "АвтоВАЗ" для обсуждения совместного сотрудничества по производству на ее заводе в районе Арда в Сирии автомобилей "Лада Гранта". В этой связи в 2011 году был подписан протокол с руководством компании "АвтоВАЗ", однако, в связи с текущими событиями, тема была на время отложена.
Мы видим возможность снова активизировать тему о сотрудничестве с "АвтоВАЗом" и вхождения его на рынок. Мы, министерство промышленности, заинтересованы в производственном сотрудничестве на основе крупноузловой сборки автомобилей в режиме SKD на первом этапе и после этого в расширении производства в режиме CKD. Этот этап требует внесения технических изменений, которые требуют вложений в производственные линии компании Сиамко.
В дополнение к этому существует необходимость чувствовать пульс рынка и поиск маркетинговых возможностей, доли потенциального рынка российских автомобилей и спроса на них, чтобы определить перспективы сотрудничества. Это применимо к производству грузовиков, автобусов и сельскохозяйственной техники. Мы в Сирии уделяем большое внимание этому, так как это жизненно важные проекты, удовлетворяющие потребности текущего периода и периода восстановления страны.
Я бы выделил здесь два уровня взаимодействия: поставки для обеспечения потребностей и нужд сирийского рынка в грузовом транспорте и промышленное сотрудничество или обсуждение создания в Сирии совместных промышленных центров. В этой связи хочу указать, что мы бы хотели, чтобы Сирия рассматривалась не исключительно в рамках ее географических границ или ее относительно ограниченного экономического рынка, но в качестве центра для расширения и продвижения компаний и промышленных изделий на весь регион Ближнего Востока. Сирия располагает географическими преимуществами, что делает ее способной стать развитым торгово-промышленным центром для российских компаний на ближневосточных рынках.
— Существуют ли намерения у членов сирийского правительства провести встречи с коллегами из правительства России? С какими конкретно министрами?
— Учитывая желание двух стран и народов укреплять исторические отношения, двустороннее взаимодействие, консультации и встречи не прекращаются на всех уровнях. В последнее время эти отношения получили еще большее развитие, в том числе в отношении взаимных визитов высокопоставленных лиц обеих стран.
Это открыло широкие перспективы для развития российско-сирийских отношений, продвинуло их вперед и отразилось на взаимопонимании и координации в решении проблем на региональном и международном уровнях. Кроме того, у сторон существует желание углублять и развивать двусторонние отношения в различных областях и укреплять стратегическое партнерство, что делает естественным продолжение взаимодействия и встреч между членами сирийского и российского правительств и встреч на различных уровнях.
Встречи не прекращаются на уровне технических и министерских комитетов, а также совместного правительственного российско-сирийского комитета под руководством министра финансов Сирии и вице-премьера России Дмитрия Рогозина. В случае необходимости или, если будет получено приглашение из Москвы, то встречи могут достигнуть и уровня премьер-министров, что свидетельствует о важности аспекта экономического сотрудничества между двумя странами.
— Какие имеются возможности для сирийских товаров на российском рынке? Есть ли вероятность того, что сирийская продукция заменит турецкие товары, импорт которых в Россию был запрещен с 1 января? Ведутся ли переговоры с российскими экспортерами о ввозе продовольственных товаров из Сирии и разрешении на их продажу в российских магазинах?
— В Сирии имеется целый ряд товаров, которые отвечают самым высоким стандартам качества и могут найти спрос у потребителей, в том числе и на российском рынке. В частности, это продукция сельского хозяйства и продовольственные товары: апельсины, гранаты, морковь, оливки, оливковое масло, а также некоторые промышленные товары, к примеру различные виды мыла, в первую очередь оливковое мыло, духи и косметические средства. Также речь идет о текстиле, одежде, деревянной мебели, к которой российская сторона проявляла большой интерес в силу ее высокого качества и красивого дизайна. (Эта продукция — ред.) может составить конкуренцию аналогичным товарам на российском рынке.
Министерство экономики и внешней торговли в координации с соответствующими службами работало над завершением процедуры по подготовке к подписанию протокола о сотрудничестве с российской стороной в области обмена информацией и оказания помощи, чтобы воспользоваться преимуществами унифицированных таможенных льгот для Евразийского экономического союза между таможенными администрациями двух стран с целью расширения объема экспорта на российский рынок и создания возможностей для конкуренции с аналогичными товарами, поставляемыми в Россию из других государств, в частности Турции.
В этой связи важную роль играет так называемая деревня экспорта и импорта, которая открылась в конце 2015 года в городе Латакия на побережье Сирии как образец работы совместных компаний. Ее открытие помогло в увеличении взаимного товарооборота, а также укрепило шанс на появление сирийских товаров на карте мировой торговли.
Здесь мы должны признать, что существует разница между потребительскими рынками России и Сирии, поэтому поступление продукции одного из рынков на другой не следует рассматривать только как административное решение. Этот вопрос также связан со вкусами потребителей и способностью одного из рынков адаптироваться к требованиям другого.
В настоящее время мы стремимся приспособиться к требованиям российского рынка и российских компаний, чтобы подогнать сирийские товары под требования российского рынка. В этой связи я рад указать, что запуск совместной российско-сирийской "деревни экспорта-импорта" в сотрудничестве с одной из российских компаний как пилотного проекта будет способствовать продвижению сотрудничества и является шагом вперед в маркетинговом сотрудничестве, а не только в сотрудничестве с точки зрения увеличения товарооборота. Российские партнеры стали участвовать в отборе сирийских продуктов для удовлетворения потребностей российского рынка с точки зрения количества, разнообразия и качества.
— В 2015 году в Россию из Сирии было импортировано товаров на сумму 4,362 миллиона долларов. С вашей точки зрения, есть ли возможность увеличить объем экспорта из Сирии? Насколько можно увеличить объем торговли между Россией и Сирией?
— Увеличение объема торговли зависит от прогресса в области упрощения и ускорения таможенных, административных и логистических процедур между двумя странами. По данным министерства экономики и внешней торговли, в первом квартале 2016 года Сирия экспортировала в Россию вдвое больше, чем за весь 2015 год, что говорит о начале восстановления торгового баланса между двумя странами.
С другой стороны, министерство экономики и внешней торговли предоставило российским экспортерам подробный список основных продуктов, в которых нуждается сирийский рынок, — это пшеница, мука, рис, кукуруза, дерево, железо, — и дало для них преференции.
Однако с учетом того глубокого кризиса, в котором находится Сирия, имеют значение не цифры товарооборота, а качество товаров и постоянство товарного потока между сирийским и российским рынками. Невысокий показатель торгового оборота связан с тремя факторами. Во-первых, до сих пор опыт качественной торговли находится в зачаточном состоянии и требуется некоторое время для изучения рынков и приведения предприятий в соответствие с требованиями двух рынков. Во-вторых, необходимо разработать нормативные акты и нормы административного контроля, которые бы облегчили процесс товарооборота с помощью соглашений о сотрудничестве, особенно в области таможенного контроля, здоровья и безопасности.
В-третьих, многие хранилища в Сирии перестали работать, а сирийский потребительский рынок сузился. Известно, что в свете снижения покупательской способности сирийских граждан уменьшились и возможности снабжения сирийского рынка необходимыми товарами. С началом восстановления упомянутых факторов автоматически станет повышаться и объем товарооборота.
— Заинтересована ли Сирия в импорте российской пшеницы? Какое количество российской пшеницы было завезено в 2015 году? Ведете ли вы переговоры об увеличении поставок?
— Откровенно говоря, мы не рассматриваем вопрос импорта российской пшеницы. Этот вопрос связан с гуманитарным и социальным положением, с контролем со стороны террористических групп центров по выращиванию сирийской пшеницы. До кризиса в Сирии хватало пшеницы и нам не нужно было импортировать ни одного зернышка. При улучшении условий и возвращении районов, где выращивается пшеница, под управление законных сирийских властей, нам не нужно будет импортировать пшеницу.
Если вы позволите, я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы выразить народу России, российскому правительству и президенту Путину благодарность от моего имени и от имени сирийского народа за поступившую в Сирию в 2015 году пшеницу в размере 100 тысяч тонн, благодаря чему нам удалось обеспечить продовольственную безопасность. Также поблагодарить за те 100 тысяч тонн, которые еще поступят. Мы прилагаем все усилия для укрепления продовольственной безопасности до начала сбора урожая и сезона продажи в июне. Когда мы будем вынуждены покупать пшеницу, чтобы обеспечить наши потребности, то приоритетом для нас станет российская пшеница.
— Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в последнее время высказывал опасения, что поставки запрещенной в России турецкой продукции могут идти через Сирию, и поэтому ведомство собирается направить в Дамаск делегацию, чтобы проконтролировать происхождение сирийской сельхозпродукции, поставляемой в Россию. Действительно ли поставки турецкой продукции могут идти в Россию через Сирию? Намерена ли Сирия принять меры для предотвращения этого? Какие? Когда делегация Россельхознадзора может приехать в Сирию?
— Мы подтверждаем нашу заинтересованность в экспорте сирийских товаров в соответствии с техническими условиями и стандартами международного качества. Что касается желания российского надзорного органа по сельскохозяйственной продукции сформировать группу экспертов для поездки в Сирию и проверки происхождения сирийской продукции для ввоза в Россию, мы готовы принять эту делегацию. Мы внимательно следим за этим вопросом, министерство экономики и внешней торговли работает над созданием технической команды для проверки подлинности происхождения товаров, экспортируемых на российский рынок, чтобы поддержать хорошую репутацию сирийской продукции.
Сирийский рынок страдает от такого явления, как контрабанда, которая стала возможна из-за того, что турецкий режим открыл границы для террористов. В текущих условиях сложно установить полный контроль над продукцией, которая поступает на сирийский рынок или той, которая идет из Сирии.
В принципе, сирийское правительство строит планы в контексте выстраивания торгового сотрудничества с российской стороной. Мы делаем сирийский рынок производственным рынком, а не посреднической стороной, особенно в отношении сельскохозяйственной продукции. Мы заинтересованы максимально загрузить сирийские рабочие руки в сельском хозяйстве с тем, чтобы обеспечить максимально возможную степень добавленной стоимости. С другой стороны, мы разделяем чувства наших российских партнеров в отношении турецкого режима, который также разрушил и демонтировал десятки и сотни сирийских производственных комплексов, и не хотим, чтобы он использовал в своих целях возможности сотрудничества между нами. Я отмечу, что сирийское правительство предприняло ряд мер для противодействия поступлению турецких товаров на сирийский рынок и мы будем готовы принять любых российских представителей для выработки совместных действий по этому вопросу.
— Российский рынок открыт для сирийской сельхозпродукции, в том числе овощей и фруктов. Если ли у вас планы увеличить производство и объемы экспорта в Россию?
— По данным министерства сельского хозяйства, существует переизбыток производства разнообразной востребованной сельхозпродукции, такой как цитрусовые, черешня, гранат, цветная капуста, морковь, томаты, а также другой продукции из сирийского перечня. Мы стараемся продвигать продукцию на внешних рынках, чтобы поддержать сирийского сельхозпроизводителя, стимулировать его к продолжению работы и производству.
В этой связи мы стремимся построить комплексное производство, начиная от посева будущей экспортной продукции, обеспечить все необходимое для работы и продвижения экспортного товара через организацию по поддержке и развитию местного производства и экспорта. Параллельно мы получаем преференции для экспортной продукции, что позитивно сказывается на уровне жизни граждан, позволяет создавать новые рабочие места.
Сирийское правительство очень заинтересовано в установлении и усилении интеграции сирийского и российского рынков. Когда сближаются вкусы потребителей, потребительские корзины и производство, создаются новые возможности для интеграционных процессов двух дружественных народов, которые усиливаются со временем. Это отвечает общим интересам.
— Ведутся ли переговоры с российскими компаниями, которые занимаются переработкой сельхозпродукции по продаже активов в Сирии?
— В этой связи нас уже посетили несколько делегаций из дружественной России. Мы приветствуем совместные инвестиции, у нас есть специальный закон об инвестициях и другой закон о партнёрстве государственного сектора и частного сектора, частных компаний. Можно рассматривать любые предложения в этой сфере. Географические и экономические особенности делают сельское хозяйство передовым и перспективным сектором экономики. Он играет приоритетную роль в плане правительства по перестройке сирийской экономики.
Естественно, переработка сельхозпродукции станет важной сферой, которую мы будем укреплять в рамках модернизации сектора, его перехода от сырьевого к сектору с высокой добавленной стоимостью. Мы высоко ценим российский опыт, важные преимущества, которыми обладает российская сторона в данной сфере, будем стремиться извлечь пользу из этого.
— В ходе предыдущего интервью агентству Sputnik министр экономики Сирии Хамам аль-Джазаири сказал, что ведутся переговоры между Россией и Сирией по таможенным тарифам. На каком этапе находятся эти переговоры?
— Этот вопрос не затрагивает переговоры о таможенных тарифах в рамках Всемирной таможенной организации. Также эти переговоры не касаются соглашения о зоне свободной торговли между двумя странами, в рамках которой предусмотрены освобождения от уплаты таможенных сборов или снижение тарифов: так как Россия является членом Евразийского экономического союза, у нее нет возможности выбора в вопросах заключения подобных двусторонних соглашений.
На самом деле переговоры ведутся на предмет подписания двух протоколов между сирийской и российской таможенными службами в рамках соглашения об административном сотрудничестве между двумя странами. Эти протоколы предусматривают обмен информацией о сирийском экспорте в Россию, о режиме наибольшего благоприятствования Евразийского союза, который предусматривает снижение таможенных тарифов на 25 процентов для сирийской продукции с сертификатом происхождения по форме А, заверенных печатью сирийской таможни.
Министерство экономики откликнулось на просьбу российской таможни предоставить список индикативных цен на сирийские экспортные товары, для которых может быть применен наилучшим образом упомянутый режим благоприятствования.
Обе стороны со всей серьезностью работают над продолжением подготовки юридических и организационных рамок, необходимых для укрепления торгового обмена, облегчения процесса торговли, а также над тем, чтобы Сирия могла воспользоваться таможенными преференциями для ряда продукции, поставляемой на российский рынок.
Сирийская делегация, посетившая Россию, изучила ряд протоколов. Еще несколько протоколов были изучены компетентными организациями в Сирии, после чего направлены по дипломатическим каналам российской стороне для завершения процедуры подписания.
— Заинтересованы ли вы в сотрудничестве с российскими компаниями для восстановления линий связи? Ведете ли вы переговоры с кем-нибудь из них?
— Мы приветствуем сотрудничество с любой российской компанией, которая проявит интерес к работе в Сирии. Мы концентрируем внимание на секторе связи, высоких технологий и разработки программ. Постоянно ведутся переговоры между министерством связи Сирии, его уполномоченными органами, в том числе национальным управлением по услугам связи, сотрудничающим сейчас с национальным информационным центром в России, для реализации проекта по возведению национальной сирийской системы электронной подписи. Мы хотим, чтобы она была расширенной и включала в себя "умные" документы. Также есть другие проекты, связанные с услугами электронного правительства, в том числе электронные системы, касающиеся здравоохранения, электронные переписки, безопасность информации.
Постоянно идет сотрудничество между Генеральным управлением дистанционного зондирования (GORS) и Российским космическим агентством, другими заинтересованными управлениями в сфере технологий дистанционного зондирования. Российские компании построили в управлении систему космического приема, теперь можно принимать изображения и космические данные с российских спутников, которые отправляет эта станция и на основе которых делают проекты развития и восстановления Сирии. Сфера связи и IT считается одной из важнейших, в которых сирийские власти хотят увидеть сотрудничество с компаниями из РФ, в частности в том, что касается обеспечения безопасности инфраструктуры, необходимой для электронного правительства, или электронной подписи и других проектов.
В Москве недавно были подписаны меморандумы о взаимопонимании в этой связи, постоянно идут переговоры между специалистами
— Нет ли планов по созданию совместных проектов в сфере связи с российскими компаниями?
— В сфере связи и высоких технологий в Сирии работают общественные организации, государственные компании ("Связь для Сирии"), частные компании. Законодательная и правовая база позволяет войти местным и зарубежным частным компаниям в сектор связи, в том числе российским компаниям, для того, чтобы они предоставили услуги связи и высоких технологий общественности. Условия могут улучшиться с принятием закона о соучастии номер 5 за 2016 год. Также у российских компаний есть шанс инвестировать в эту сферу. Мы приветствуем такое сотрудничество с российскими компаниями.
Возможно выдвижение инициатив по сотрудничеству в сфере инфраструктуры, связанной с дата-центрами, или в области производства устройств связи и устройств безопасной связи, в которых нуждается сирийский рынок. У российских компаний есть опыт, знания, технические возможности для предоставления этих услуг, есть каналы контактов между министерством связи Сирии и его различными органами и российскими фирмами. Они работают на постоянной основе. Также предпринимаются шаги, начатые российскими IT-компаниями, по созданию фирм и своих офисов в Сирии.
Мы, в свою очередь, предоставляем всевозможную поддержку и поощряем это сотрудничество. В завершение того, что я сказал только что, мы приветствуем сотрудничество с российскими компаниями в сфере связи в целом ввиду относительных преимуществ у РФ в этой сфере. Важно подчеркнуть, что партнерство в этой сфере должно проходить постепенно и по времени совпадать с продвижением в этапах восстановления страны, а также расширением объемов внутреннего рынка.
— Спасибо, господин премьер-министр. Выражаем вам нашу крайнюю признательность.
— Спасибо вам. Хочу использовать эту возможность, чтобы выразить мою крайнюю степень благодарности различным российским СМИ за их отслеживание сирийской ситуации, за их внимание, за то, как они передают тяжкие испытания, выпавшие на долю сирийского народа в результате террористических атак. Подтверждаю наш интерес к контактам с дружественным российским народом, к диалогу по всем сферам сотрудничества и координации различных институтов в обеих дружественных странах.