Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года.
Двусторонние отношения характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Президенты двух стран неоднократно обменивались государственными, официальными и рабочими визитами.
14-15 апреля 2013 года президент республики Узбекистан Ислам Каримов посетил Россию с официальным визитом. В рамках визита были подписаны межправительственные программы сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013-2015 годы и экономического сотрудничества на 2013-2017 годы, а также соглашения о реадмиссии и о поощрении и взаимной защите инвестиций.
10 декабря 2014 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, в ходе которого были подписаны межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.
Осуществляются контакты руководителей двух стран и на многосторонних площадках (СНГ, ШОС). 11 сентября 2014 года в Душанбе "на полях" заседания Совета глав государств ШОС Владимир Путин и Ислам Каримов обсудили актуальные вопросы и перспективы российско-узбекского взаимодействия в различных сферах. 8 мая 2015 года Ислам Каримов принял участие в неформальном саммите СНГ в Москве по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 10 июля 2015 года состоялась встреча Владимира Путина и Ислама Каримова "на полях" саммита ШОС в Уфе.
Осуществляются контакты по линии внешнеполитических ведомств. 14-15 июля 2015 года состоялся визит министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Узбекистан. В Ташкенте Сергей Лавров был принят президентом республики Узбекистан Исламом Каримовым. Стороны обсудили ключевые аспекты двустороннего сотрудничества, состоялся обмен мнениями по основным вопросам региональной и международной повестки дня. Глава российского МИДа Сергей Лавров также провел переговоры с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым.
Поддерживаются межпарламентские связи. Сотрудничество на нынешнем уровне нацелено на расширение взаимодействия между парламентами двух стран, в частности, в законотворческой деятельности.
12-13 ноября 2013 года делегация Совета Федерации во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко посетила Узбекистан с официальным визитом. Парламентарии двух стран обсудили пути активизации диалога между законодательными органами России и Узбекистана, а также перспективы российско-узбекского сотрудничества в целом.
Договорно-правовую базу российско-узбекского сотрудничества составляют около 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Основополагающее значение имеют Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве от 30 мая 1992 года, Договор о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 года и Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года, в которых зафиксированы приоритетные направления развития двустороннего партнерства в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Договорами предусмотрено тесное взаимодействие в вопросах обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, противодействия терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотиков и новым вызовам и угрозам.
Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.
За последние 5 лет сумма российских инвестиций в узбекскую экономику превысила 6 миллиардов долларов. В 2015 году они составили 1235,5 миллиона долларов, что на 40,2 % больше, чем в 2014 году. Из них 95,2 % от общего объема пришлись на нефтегазовую отрасль (1176,5 миллиона долларов), 4,2 % — на сферу телекоммуникаций (52 миллиона долларов).
По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Узбекистана по итогам 2015 года составил 2837,1 миллиона долларов, в том числе российской экспорт – 2235,4 миллиона долларов и импорт — 601,8 миллиона долларов.
Физический объем российско-узбекского товарооборота за 2015 год остался практически на уровне 2014 года, сократившись всего на 1,8 %. Объем экспорта уменьшился на 1,7 %, импорта на – 3,2 %.
Товарная структура экспорта России в Узбекистан представлена следующими товарами: минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
В товарной структуре импорта основные поставки приходятся на такие группы товаров, как текстиль и изделия из него, обувь; машины и оборудование и транспортные средства; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; продукция химической промышленности; металлы и изделия из них.
По данным из узбекских источников, на территории республики действуют 885 предприятий с участием российского капитала, из них 731 совместное предприятие и 154 компании со стопроцентным российским капиталом. В республике аккредитованы представительства более 80 российских фирм и компаний. На территории Российской Федерации созданы 512 предприятий с участием резидентов Республики Узбекистан.
Активно развивается российско-узбекское сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса. Крупнейшие российские нефтегазовые компании успешно и эффективно работают в Узбекистане. В рамках реализации поэтапной Программы геологоразведочных работ в Устюртском регионе Узбекистана ОАО "Газпром" выделил 10,676 миллиарда рублей. Общий накопленный объем инвестиций ПАО "ЛУКОЙЛ" в экономику Узбекистана превысил 3,6 миллиарда долларов США.
Вопросы торгово-экономического, инвестиционного, военного и военно-технического сотрудничества, взаимодействия в области ТЭК и других отраслях экономики рассматриваются в рамках работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Сопредседателями МПК являются заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак и первый заместитель премьер-министра Республики Узбекистан, министр финансов Рустам Азимов.
Важную роль в обеспечении стабильности в Центрально-Азиатском регионе играет военно-техническое сотрудничество между Россией и Узбекистаном. В марте 1994 года Россия и Узбекистан подписали Договор о развитии сотрудничества в военной области. В декабре 1999 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях. В мае 2001 года заключен межгосударственный Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам, в октябре того же года – межгосударственное Соглашение о совместном применении ВВС России, войск ПВО и ВВС Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран. В июне 2001 года в целях координации ВТС создана российско-узбекская рабочая группа по ВТС. В июне 2012 года Узбекистан принял решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявив о приоритете развития двусторонних отношений со странами-членами организации.
В июле 2014 года было подписано межправительственное Соглашение о реализации
Программы мероприятий по модернизации и переоснащению Вооруженных Сил Республики Узбекистан современными вооружением и военной техникой до 2020 года. Программа принята осенью 2014 года.
Подписанное 10 декабря 2014 года в рамках визита Владимира Путина в Ташкент соглашение между правительствами Узбекистана и России об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы открыло РФ и Узбекистану новые возможности для увеличения российского военно-технического присутствия в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.
В марте 2007 года на основе межправительственного соглашения было создано узбекско-российское совместное предприятие "УЗРОСАВИА"
Основные виды деятельности СП "УЗРОСАВИА" – ремонт и модернизация вертолетов семейства Ми-8 и Ми-24, производство запчастей, а также ремонт другой техники спецназначения. Учредителями выступили с узбекской стороны – государственно-акционерное общество "Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова" и государственное предприятие "Узмахсусимпекс"; с российской – ОАО "Рособоронэкспорт", ОАО "ОПК "Оборонпром" и ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод".
В рамках военного сотрудничества двух стран узбекские офицеры повышают квалификацию в России. Подготовку проходят военные специалисты по обслуживанию систем тяжелого вооружения и авиации.
Важным компонентом всего комплекса российско-узбекских экономических связей является межрегиональное сотрудничество. В мае 2000 года было подписано межправительственное Соглашение о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан. С хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан сотрудничают 70 регионов Российской Федерации.
Существенное место в комплексе российско-узбекских отношений занимают вопросы трудовой миграции. По данным на ноябрь 2015 года, на территории Российской Федерации находились более 1,9 миллиона гражданин Узбекистана.
По итогам 2015 года объем денежных переводов из России в Узбекистан составил 3,059 миллиарда долларов (в 2014 году – 5,653 миллиарда долларов).
Обе страны придают важное значение культурно-гуманитарному сотрудничеству, двусторонним связям в области образования, науки, спорта и туризма. В Ташкенте действуют филиалы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.
В Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по продвижению русского языка в Узбекистане.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников