Рейтинг@Mail.ru
Русский мир и его безумные фантомы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русский мир и его безумные фантомы

Читать ria.ru в
Дмитрий Косырев рассказывает о двух книгах из списка претендентов на Русскую литературную премию этого года, книгах, написанных авторами из Донецка и Приднестровья.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Как выглядит, как ощущается мир, в котором живут русские люди за пределами России? Нет лучше способа понять это, чем прочитать их книги. Вот две из них, странные, даже безумные, ни на что не похожие. Один автор — донецкий (скорее харьковский, там есть своя литературная школа). Второй и вовсе из Приднестровья. Оба претендуют на Русскую литературную премию этого года, которая будет объявлена на следующей неделе. Ее спонсирует Президентский центр Бориса Ельцина.

Днестр, стрелы, огород

Начнем с Приднестровья и с живущего там Романа Кожухарова. Посмотрите на отрывок из его романа "Кана" (которая Галилейская, конечно). Вот на эти строки взгляните: "Тогда сыны касика узрели дочерей сома, что они красивы. И пошел род водяных и русалок. Поплыл… Горное озеро. Мглисто-зелёные воды. "Бедненький Ормо…" Нечего огород городить! Огород — дорого! На Днестре не стреляют. Днесь — стрелы. Мглисто-зелёные воды. Л-эпентетикум. АПЛ "Курск". Спасите наши души!.. Тук-тук…"

Это вообще что? Очень просто. Автор романа прежде всего поэт. Перед нами то, из чего рождаются стихи — уже не сор, а начало системы, первое звучание рифм, мысли, образы. Но в этот раз автор решил, как бы без всякой связи с повествованием, вклинить туда свой набросок. Книга рождается из гула слов, россыпи образов, которые то имеют, то не имеют отношения к сюжету — но создают саму книгу.

А сюжет — он там вообще есть? Как сказать. Ничего похожего на "лобовое" описание людей, которые начинают что-то делать, продолжают и заканчивают, в "Кане" вы не найдете. Это поток, даже вихрь, слов и образов.

Может быть, запретить поэтам писать прозу? Ну, Пушкина с Лермонтовым можно оставить, а даже Пастернаку — все-таки запретить. Поэты прозу как-то странно делают.

Хотя если вам заранее хочется знать даже не "о чем эта книга", а "что там происходит" — пожалуйста. Группа людей идет вниз по Днестру в поиске речного чудовища, вроде громадного сома, но на самом деле агитирует в предвыборной кампании за кандидата… за Христа, в общем. Действие происходит то ли в наши дни, то ли в сказке вне времени и пространства. И там и там, наверное.

Это объяснить невозможно. Здесь у нас немыслимое кружево, сотканное из множества смыслов и созвучий отличного, вдохновенного, не знающего запретов русского языка.

Вот он тут и есть главный герой. Кожухаров просто делает с языком что хочет и показывает, что этот язык может вообще все.

Результат — что-то вроде самой нечитабельной книги всех времен и народов, "Улисса" Джеймса Джойса (правда, несмотря на нечитабельность, ее не устают переиздавать, ставить на сцене, писать книги об этой книге).

И вот еще одна рукопись на конкурс — и почти то же самое по невероятности конструкции романа. Андрей Хомченко, роман "Птица". Книга из Донецка и прежде всего о Донецке, но не о нынешней войне. А о чем? Давайте попробуем — пираты из Барселоны, уход друзей (русских, не испанцев), кочевники и Великая Китайская стена, Лермонтов и поэты-кавалеристы. Весь огромный мир.

Зачем они это с нами делают?

Книги
Литературный конкурс "Русская премия" определил лауреатов
Им не сказали, что этого нельзя

Зачем они крутят перед нашими глазами свой словесный или образный калейдоскоп, не боясь, что мы сойдем с ума от нескончаемых смен узора? Им что, никто не сказал, что так писать нельзя?

Ну, то есть Хомченко — совсем не Кожухаров, Хомченко — это классическая, легкая проза, но — в каждом отдельном абзаце. А все вместе — тот самый хорошо организованный хаос.

Они что, не знают, что в России ежегодно снижаются на несколько процентов продажи книг, то есть с каждым годом ускоряется неуправляемый распад читательского рынка, а за ним и катастрофа издательского бизнеса? Да он уже и не бизнес, потому что даже священных дойных литературных коров, которых еще недавно печатали сразу по полмиллиона экземпляров,— даже их читают все меньше и меньше.

А ведь как старались издатели объяснить неразумному автору лет этак десять назад, как надо работать, чтобы его покупали: фразы короткие, герой понятный и похожий на читателя, покойников не меньше десяти, и продолжение не позже чем через год. Больше не объясняют, потому что уже и тупые книги жертвы нашего школьного образования не могут читать. Держится разве что нон-фикшн, то есть то, что не есть литература, вымысел, сказка, игра. И даже нон-фикшн скрипит. Великолепных писателей и поэтов десятки, с ними все нормально, с читателями — проблема.

Да, но Хомченко из Харькова и Кожухаров из Тирасполя от этого всего далеки. Им некому было говорить, что так, как они, писать нельзя. Они не знают, что порвалась главная связь между писателем и читателем — рецензия и литературная критика, последнюю изгоняют из СМИ, если не вообще из жизни. Новый Гоголь может явиться, но вы об этом не услышите. А люди не из России не знают и знать не хотят, что в России такое, как они пишут, никто не издаст или, точнее, никто не продаст.

Они живут там, у себя, на островах русского мира, и пишут не для рынка, не для издателя, а без скидок и по максимуму, так, чтобы перед собой и безграничным космосом было не стыдно. А кто прочитает и что скажет — дело десятое. Они просто живут, спасаются в великолепии русского языка и в мириадах создаваемых им образов, и не ждут от нас — наверное — даже благодарности.

Год назад я рассказывал о представленной на ту же премию в рукописи совершенно замечательной книге киевлянина Максима Матковского — про то, между прочим, как на Сирию надвигалась катастрофа, — "Попугай в медвежьей берлоге". Книге этой досталась только третья премия. Зато она недавно вышла в России. В этом году я даже не буду пытаться ждать приговора московского жюри (прозвучит во вторник) и угадать ход его коллективной мысли и его вкусы. Литературные премии — странная штука, разбираться в их логике никому не советую.

Просто получилось так, что я за какое-то время до подведения итогов прочитал, опять же в рукописи, вот эти две работы. Они совершенно не обязательно лучшие из списка, не обязательно вообще что-нибудь получат. Более того, я даже не утверждаю, что это книги хорошие (а что такое "хорошие"?), я говорю только, что они есть, и они удивительны, в том числе самим фактом своего появления на свет там, где и не ждешь чуда русского слова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала