Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Русская премия вместо Киева ушла в Берлин

Перо, чернила и блокнот
Неважно, какую премию - первую, вторую или третью - получил вчера в Москве этот написанный в Киеве роман - "Попугай в медвежьей берлоге". Важно, что книга удивительная, считает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Открытия в этом году есть. Открытия писателей и поэтов, пишущих на русском языке и живущих за пределами России. Русский мир не просто существует, он прекрасен: такой вывод можно сделать по итогам очередного присуждения "Русской премии" в Москве вечером во вторник.

Давид против Голиафа

Была, в финальной части этого ежегодного конкурса, интрига. По той номинации, где проза. Нечто вроде битвы Давида с Голиафом; если помните, Голиаф был великаном, и черта с два маленький юноша Давид бы его победил, если бы не праща. И вот столкнулись два романа, опять же большой и маленький (даже скорее повесть). Живущий в Германии Алексей Макушинский с его "Пароходом в Аргентину" и Максим Матковский из Киева, "Попугай в медвежьей берлоге".

Писатель
Писатели из семи стран получили призы литературной "Русской премии"
Ну как же можно победить Макушинского. Не просто зрелый человек, а с блестящей биографией: преподаватель славистики в германских университетах, докторская диссертация в католическом университете, книги стихов, романы ("Пароход" не первый). Если кому-то интересно, вдобавок ко всему на самом деле он Рыбаков, сын Анатолия Рыбакова ("Кортик", "Дети Арбата").

И роман его великанский. Набоковски сложный по стилю, населенный множеством героев, запутанные биографии, архитектура, поход Юденича на Петроград, эмиграция русских в Аргентину… Если вы любите романы в виде громадных глыб (в стиле Льва Толстого и Солженицына), то вот вам, пожалуйста, еще одна.

Однако глыбу сделать — с нашими-то литературными традициями — не так сложно, как нечто иное. Книгу воздушной, летящей легкости, книгу-дразнилку, книгу-сказку. А это и есть "Попугай в медвежьей берлоге". Вот вы такую книгу попробуйте написать.

Конечно, я с самого начала интриги сочувствовал "Попугаю" (кстати, он был представлен в рукописи, у нас, кажется, не напечатан). И политика тут ни при чем. Матковский в нынешней российско-украинской размолвке не участвует, нейтрален, работает сценаристом на киевском телевидении, известен, пишет рассказы, у нас получил в прошлом году премию "Дебют" за того же "Попугайчика". Да, еще — ему 31 год.

"Русская премия", которую дает Президентский центр Бориса Ельцина, это все-таки не политика, хотя всем хочется ее в виде таковой представлять. И это даже не обязательно поддержка (в смысле — материальная) соотечественников из мира литературы, забытых вдали от России. Это премия литературе. Русской, то есть написанной на русском языке, неважно кем (поэт, живущий в Нью-Йорке казах Бахыт Кенжеев, например, уже второй раз получает эту премию).

Но если вам очень хочется притянуть "Попугая" к сегодняшней политике, то сколько угодно. Первая половина книги — о жуткой, унизительной, нищей жизни преподавателя элитного КИМО (института международных отношений), которому разъезжающая на внедорожнике его студентка даже пытается дать денег… В общем, если вы хотите убедиться, что Украина (до несчастья) ничем не отличалась, да и не отличается от России, только другой, 90-х годов — что Украину угораздило стать альтернативной Россией из параллельного и жуткого мира — то читайте Матковского, все увидите. Хотя это не новая мысль.

Но книга-то о другом. О гражданской войне в Сирии, вообще-то. И, главное, о том, как победить сидящего в юном человеке демона (извините, ифрита).

Но это, напомним, литература. Поэтому неважно, о чем книга, важно — как она сделана.

Повесть о настоящем человеке

Никогда не надо сравнивать "нового" писателя с классиками, чтобы объяснить, на кого он похож. Но все настоящие критики это с унылой неизбежностью делают, утверждая, что читателю так проще. А раз проще, то давайте и мы попробуем.

Булгаков, конечно, раз уж писатель из Киева (воздух у них там такой, что ли?). Эта обманчивая фельетонная легкость, которой наши словесные монументалисты стесняются, да и не могут они ее достичь. Это ехидство, нескончаемая игра, фантастические эпизоды — воскрешение человека, появление чудовищного насекомого… Умелая игра, заметим; можно, оказывается, и так, через жуткую сказку, описать наползающий на страну конец всему. Да-да, на Сирию, а не Украину.

Легкость стиля… Вроде бы и просто: "Так отчего же пьянчугам не сидится дома, не спится им почему?". Чуть переставил слова — и вот уже звучит какая-то струна в вашей душе. Или вот, посмотрите:

"Из этой ночи, и этой агрессивной, бурлящей реки, и идущего меня, и пальм, и песка можно было бы сделать маленький такой хрустальный сувенирный шарик, потрясёшь его, и внутри процессы происходят: блёстки кружатся, колёсики светятся, звёздочки перемигиваются.

Сердца замирают".

Вот этот абзац перед последней фразой — пустяк ведь. А убери его… Вот что значит быть писателем.

Самое интересное в книге — герой, которого автор дерзко называет своим именем, Максимом Матковским. В нашей литературе, до сих пор отбивающей ритуальные поклоны "маленькому человеку", "бедным людям" (которые якобы должны быть носителями лучших качеств, что жизнью никак не подтверждается), герой Матковского — не вполне типичный гость. Одно дело будить сострадание к униженным и оскорбленным, другое дело — если герой на самом-то деле никак не маленький. Человек, который учит арабов тонкостям литературного арабского языка — это, в любом обществе, элита из элит (деньги и дурак может заработать, а вот арабский язык…). Легко, думаете, быть блестящим и лучшим?

И вот этот герой, которого жизнь (точнее, люди) топчут на каждом шагу, исходит истерикой по поводу собственной неадекватности, ядовито шутит, ненавидит себя и весь мир… А это у нас что? Сэлинджер, "Над пропастью во ржи". Но у Сэлинджера герой не пытается "делать себя". А этот — пристает к людям в самых диких ситуациях с диким вопросом: "Как стать таким, как вы?". И еще спрашивает, уже молча — "способен ли ты взрастить танцующую звезду внутри себя?".

И только в последней строчке герой возрождается к жизни, практически возвращается с того света (речь о войне в Сирии, напомним еще раз), и демон вечной униженности из него уходит. А это уже Киплинг: "и тогда ты будешь мужчиной, мой сын".

Да, как вы уже поняли из заголовка, "золото" по номинации "проза" на Русской премии получил все-таки Макушинский, куда уж победить этого Голиафа. Матковский — третий, он неожиданно "пропустил" на второе место — а уж оно-то было явно гарантировано — Александра Мильштейна, тоже из Германии. Жаль.

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.