МОСКВА, 20 апр — РИА Новости. Госдума приняла в I чтении законопроект, который уточняет понятие "политическая деятельность" в законе об НКО.
Согласно пояснительной записке, законопроектом уточняются сферы, в которых осуществляется политическая деятельность. К таким сферам отнесены: государственное строительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие, функционирование органов госвласти и местного самоуправления, регулирование прав и свобод человека и гражданина.
"При этом законопроектом предлагается установить, что политическая деятельность может осуществляться только путем участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений", — говорится в сопроводительных материалах.
Кроме того, законопроект уточняет, что политическая деятельность НКО может осуществляться путем участия в деятельности, "направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссии референдума, в деятельности политических партий".
Вместе с тем, к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира.
В 2012 году закон обязал финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации регистрироваться в качестве "иностранных агентов". В 2013 году Минюст получил право признавать НКО "иностранными агентами" по собственному усмотрению. Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его, в том числе в Европейский суд по правам человека.