Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис с мигрантами в Европе в 2015-2016 годах

© AP Photo / Polfoto/Finn FrandsenБеженцы из Сирии на железнодорожной станции в Копенгагене. 2015 год. Архив
Беженцы из Сирии на железнодорожной станции в Копенгагене. 2015 год. Архив
Подробнее о кризисе с мигрантами в Европе в 2015-2016 годах читайте в справке РИА Новости.

Европа переживает крупнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис, вызванный, в первую очередь, рядом вооруженных конфликтов и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Агентство Европейского союза по безопасности внешних границ Frontex выделяет несколько основных маршрутов нелегальной миграции в страны Евросоюза.
Западноафриканский маршрут: из стран Западной Африки (Сенегал, Мавритания) на Канарские острова. Основные национальности: марокканцы, сенегальцы, а также граждане Нигера, Нигерии и Мали. В 2015 году по этому маршруту в Европу прибыли 874 человека.

Западно-Средиземноморский маршрут: из Северной Африки на Пиренейский полуостров, через испанские анклавы Сеута и Мелилья. Чаще всего он используется алжирскими и марокканскими гражданами, пытающимися добраться до Испании, Франции и Италии. В 2015 году этим маршрутом воспользовались 7 164 человека.

Центрально-Средиземноморский маршрут: из Ливии в Италию и на Мальту. Этим маршрутом пользуются мигранты из стран Африканского Рога и Западной Африки. В 2015 году по этому маршруту в Европу прибыли 153 946 человек.

Апулия и Калабрия: этот маршрут относится к нелегальной миграции из Турции и Египта, а также включает в себя миграционные потоки между Грецией и Италией. Большинство мигрантов, использующих этот маршрут, изначально входят в Шенгенскую зону, пересекая сухопутную границу между Турцией и Грецией. Данные по миграционному потоку на этом направлении включены в статистику Центрально-Средиземноморского маршрута.

Круговой маршрут из Албании в Грецию: миграция через сухопутную границу между Грецией и Албанией была в течение многих лет одним из самых значительных нерегулярных миграционных потоков через внешние границы ЕС. В 2015 году по этому маршруту в Европу прибыли 8932 человека.

Западно-Балканский маршрут: включает два основных миграционных потока: первичный — из стран Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия и бывшая югославская Республика Македония); вторичный — мигранты, которые пересекли границы ЕС через наземную или морскую болгаро-турецкую или греко-турецкую границу, через Западные Балканы добираются в Венгрию. Этим маршрутом пользуются граждане Пакистана, Афганистана, Алжира, стран к югу от Сахары. В 2015 году этим маршрутом на пути в Европу воспользовались 764 038 человек.

Восточно-Средиземноморский маршрут: через Турцию в Грецию, Болгарию, Кипр. Наиболее многочисленную группу мигрантов, использующих этот маршрут, составляют беженцы из Сирии, Афганистана и Сомали. В 2015 году этим маршрутов в Европу прибыли 885 386 мигрантов.

Восточные границы ЕС: через сухопутную границу между Белоруссией, Молдавией, Украиной, Российской Федерацией и восточных государств-членов ЕС (Эстония, Финляндия, Венгрия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Румыния и Словакия). В целом масштабы нелегальной миграции на всех восточных границах намного меньше, чем на любом другом пути миграции в ЕС, она составляет 0,1% от общего количества. В 2015 году этим маршрутом воспользовались 1 920 человек.

В 2015 году появился так называемый арктический маршрут через территорию России к сухопутным границам с Норвегией и Финляндией. С октября по декабрь 2015 года этим маршрутом воспользовались около 6 000 человек, большинство из них были родом из Афганистана и Сирии.

По данным агентства Frontex, в 2015 году в Европу прибыли 1,82 миллиона мигрантов.

Наихудшая ситуация с беженцами наблюдалась в странах Южной Европы — Греции и Италии, откуда далее мигранты через Македонию, Сербию и Венгрию стремятся попасть в Австрию, Германию или Швецию, где выше уровень социальных пособий и существуют крупные мусульманские сообщества. В Германии, по информации МВД страны, в 2015 году в качестве соискателя статуса беженца было зарегистрировано около 1,1 миллиона человек.

Для противодействия неконтролируемому потоку мигрантов ряд стран ввели контроль на внутренних границах шенгена, возведя стены и ограждения с колючей проволокой.

По Шенгенскому кодексу данная мера является исключительной и не может применяться дольше шести месяцев, однако вполне вероятно, что министры внутренних дел стран ЕС решат продлить режим временного пограничного контроля на срок до двух лет. Выдвигаются и дополнительные инициативы, в частности — о закрытии внешних границы, согласовании разумных квот по распределению беженцев между всеми странами и борьбе с причинами, по которым мигранты покидают свои страны.

Нелегальная перевозка мигрантов стала доходной статьей криминального бизнеса — перевозчики берут от нескольких сот до нескольких тысяч евро с человека, чтобы доставить беженцев в Европу. При этом часто мигрантов доставляют на утлых, переполненных судах, которые терпят бедствия, не доплыв до берега. Одна из крупнейших трагедий случилась 14 апреля 2015 года, когда в результате крушения судна с мигрантами, направлявшегося из Ливии в Италию, погибли 400 человек.

По данным Международной организации по миграции, в 2015 году в Средиземном море погибли почти 3000 мигрантов и беженцев.

По данным МОМ, за первые месяцы 2016 года 173 761 человек прибыли морем к европейским берегам, при этом 723 человека погибли или пропали без вести, пытаясь добраться до Европы. К 10 апреля в Грецию таким образом прибыли 153 156 человек, в Италию — 19 930 человек, в Испанию — 648 человек, на Кипр — 27 человек.

22 июня 2015 года ЕС официально дал старт первому этапу операции по борьбе с перевозчиками мигрантов в Средиземноморье EUNAVFOR Med. Первый этап предусматривал дислокацию в международных водах кораблей, воздушных судов и беспилотников, которые занимаются сбором информации о перевозчиках нелегальных мигрантов из Африки к берегам Евросоюза.

14 сентября 2015 года Совет ЕС одобрил проведение второго этапа военно-морской операции ЕС в Средиземноморье EUNAVFOR Med.

Второй этап операции, помимо задержания контрабандистов и ареста их судов, нацелен на досмотр в международных водах подозрительных судов, следующих без флага, и тех судов, на досмотр которых даст согласие государство, под флагом которого они движутся. Для третьей фазы, в ходе которой корабли ЕС планируют действовать в территориальных водах Ливии, требуется согласие ливийских властей и резолюция СБ ООН.

9 октября 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, одобряющую действия государств и региональных организаций по борьбе с незаконными перевозками мигрантов по морю из Ливии.

В течение 2015 года борьба с наплывом мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока стала основным вопросом обсуждения среди стран-членов ЕС.

Весной 2015 года ЕК предложила за два года переместить в другие страны союза 40 тысяч беженцев, оказавшихся в Греции и Италии.

25 июня главы государств и правительств стран Евросоюза договорились принять 40 тысяч беженцев, уже прибывших в Грецию и Италию, а также 20 тысяч ищущих убежище из третьих стран. Причем, сделать это было решено не на обязательной основе, как предлагала Еврокомиссия, а на добровольной.

В середине сентября Совет Евросоюза одобрил механизм распределения беженцев, находящихся в Италии и Греции, по другим странам Евросоюза, согласно которому "каждая из стран Евросоюза, участвующих в распределении беженцев, находящихся в этих странах, получает единовременную выплату в сумме шести тысяч евро на каждого переселенного человека".

22 сентября большинством голосов на встрече глав МВД было принято решение расселить по 23 странам-членам Евросоюза дополнительно 120 тысяч беженцев, уже прибывших в ЕС.

Заявки мигрантов на предоставление убежища рассматриваются в так называемых "горячих точках", откуда их позже направляют в страны-члены ЕС в рамках программы по перемещению внутри ЕС. По данным на конец 2015 года работали только два таких центра: на греческом острове Лесбос и на итальянской Лампедузе.

18 марта 2016 года ЕС и Турция согласовали совместный план действий по борьбе с нелегальной миграцией, который предполагает, что все нелегалы, прибывающие в Грецию с 20 марта, будут возвращаться в Турцию. За каждого нелегального мигранта из Сирии, который вернется в Турцию, ЕС намерен переселять из страны одного сирийского беженца, нуждающегося в международной защите. Договоренность также предусматривает, что при прекращении или значительном сокращении притока нелегалов из Турции в ЕС будет активирована "добровольная схема гуманитарного приема". Соглашение предполагает, что ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала