Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Министерство сельского хозяйства хочет добиться новых продуктовых ограничений. На сей раз речь о государственных закупках импортного продовольствия.
Проект постановления, которое министерство внесло в правительство, предлагает ограничить закупку целого перечня иностранных продуктов питания. Это 23 наименования:
- рыба и мясо (говядина, свинина, мясо птицы, телятина, субпродукты),
- молочные продукты (молоко, сливочное масло, сыры),
- рис
- соль
- сахар.
"Принятие данного постановления позволит существенно увеличить рынок сбыта отечественной продукции", — приводит пресс-служба Минсельхоза слова главы ведомства Александра Ткачева.
Принцип, по которому предлагается теперь организовать закупки, в министерстве окрестили "третий лишний": если на тендер подано как минимум две заявки от России или стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то любые заявки с предложениями импортных продуктов отклоняются.
В Минсельхозе утверждают, что продукты питания, включенные в перечень, производятся в России и государствах — членах ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) в достаточных объемах и не уступают зарубежным по качеству. По данным министерства, сегодня Россия на 92-96% независима от поставок зарубежного сахара, свинины, мяса птицы, на 81% — молока и на 75% — говядины.
"Здесь можно использовать производственные мощности наших соседей, например Белоруссии. А значит, их дефицита на внутреннем рынке не будет.
Это позволит установить на территории Евразийского экономического союза гарантированный рынок сбыта и обеспечит сохранение внутренней конкуренции среди сельхозпроизводителей наших стран", — убежден Александр Ткачев.
"Не стоит рассчитывать на большой эффект"
Государственные закупки — не коммерческие поставки. Их осуществляют министерства и ведомства, государственные учреждения и предприятия. Основную массу таких закупок производит Росрезерв, который приобретает продукты в том числе для нужд армии. Госзакупки продуктов питания осуществляются и для социальных учреждений: школ, детских садов, больниц.
"Продовольственный импорт у нас значительно уменьшился. Госзакупки составляют в нем весьма незначительную часть. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что эта инициатива Минсельхоза что-то кардинально изменит на российском рынке продуктов питания. Во всяком случае, не стоит рассчитывать на большой эффект", — считает доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов.
Подобные предложения звучали и раньше, отмечает независимый эксперт по молочной промышленности Татьяна Рыбалова.
"Государственные закупки импортного продовольствия обычно были обусловлены тем, что на внутреннем рынке не удавалось найти товар соответствующего качества. Если Росрезерв, например, закупал новозеландское сливочное масло — так прежде всего потому, что ни один российский производитель такое качественное масло предложить не мог. Однако сегодня эта инициатива уже не столь актуальна, потому что ввоз продуктов питания даже из тех стран, которые не попали под российское продэмбарго, теперь крайне незначителен. Причина — падение курса рубля", — говорит она.
Единственный крупный импортер и конкурент России на рынке продовольствия сегодня — это Белоруссия, без продукции которой здесь вряд ли можно обойтись. Но она является членом ЕАЭС, и, следовательно, предлагаемые Минсельхозом ограничения ее не коснутся, отмечает Татьяна Рыбалова.
Качество или цена?
Российские "антисанкции" и провозглашенная политика импортозамещения подтолкнули аграрные отрасли к увеличению объемов производства отечественных продуктов питания. Однако они же возымели и побочный эффект.
Многие российские производители пошли не по пути достижения мировых стандартов качества своей продукции, а устроили соревнование в сокращении расходов на их производство с одновременным повышением цен.
Так, на прилавках магазинов появилось разнообразие сыров, лишь названием да ценой напоминающих свои заграничные аналоги.
"Объемы производства молока, соответствующего европейскому уровню качества, растут. Увеличивается количество современных ферм, улучшаются степень их оснащенности, культура производства", — перечисляет она.
При этом лучшее российское молоко, по ее словам, традиционно скупают работающие в России перерабатывающие предприятия, принадлежащие иностранным владельцам — прежде всего это такие молочные гиганты, как Danon и "Вим-Билль-Данн". Будучи формально российскими, они смогут участвовать в тендерах на приоритетных основаниях.
Татьяна Рыбалова сомневается, что предлагаемые Минсельхозом ограничения в госзакупках импортных продуктов помогут улучшить конкурентную среду и существенно стимулировать российских производителей.
Предлагая подобные стимулирующие меры, надо четко отдавать себе отчет в реальном состоянии покупательной способности — как населения, так и структур, участвующих в госзакупках, утверждает Игорь Абакумов.
"Импортные продукты никогда не будут дешевле отечественных. Из-за большого числа посредников по пути к потребителю они дорожают в несколько раз. Особенно это касается изначально дорогих продуктов высокого качества. К примеру, если кто-то, какое-то ведомство может позволить себе закупать аргентинскую мраморную говядину, то оно и будет ее закупать, потому что вряд ли кто-то из российских производителей сможет предложить достойную альтернативу. Остальные как закупали значительно более дешевое отечественное мясо, так и будут его закупать", — поясняет экономист.
По его словам, кризис уже привел к тому, что сегодня большинство покупателей в России — как розничных, так и оптовых, особенно бюджетных, — выбирают продукты, ориентируясь не столько на качество, сколько на цену.
Определить, какова в инициативе аграрного ведомства доля трезвого экономического расчета, а сколько в ней "рекламной составляющей", эксперты не берутся.