АСТАНА, 20 мар — РИА Новости, Михаил Егорин. Выборы в нижнюю палату парламента и местные представительные органы пройдут в воскресенье в Казахстане. Эксперты считают, что по результатам голосования политический ландшафт страны значительно не изменится.
Сработали на упреждение
Предыдущие выборы в нижнюю палату парламента (мажилис) Казахстана состоялись в январе 2012 года. Срок полномочий депутатов мажилиса — пять лет. Таким образом, очередные выборы должны были пройти в конце 2016 года. Однако 13 января депутаты выступили с инициативой о досрочном прекращении своих полномочий и назначении новых выборов.
Свою инициативу они объяснили необходимостью принятия "быстрых и безотлагательных действий" перед лицом "глобального системного кризиса, который охватил все страны мира". По мнению парламентариев, досрочные выборы позволят "незамедлительно приступить к реализации новых реформ" и будут содействовать "эффективной реализации антикризисных мер".
Они также считают, что для синхронизации реформ на всех уровнях "необходимо совместить выборы в парламент с выборами в местные маслихаты".
"Это позволит в условиях кризиса не затягивать на долгий период избирательный цикл и значительно сократить затраты бюджета на организацию и проведение выборов", — заявили депутаты.
Большинство президентских и парламентских выборов в Казахстане проходили досрочно. Так, минувшие президентские выборы состоялись в 2015 году — на год раньше срока, чтобы "дать президенту Нурсултану Назарбаеву новый мандат общенационального доверия для успешного развития страны в период глобальных испытаний".
По мнению экспертов, власти решили перенести выборы, так как опасаются, что ситуация в экономике может ухудшиться.
"Власти выгодно провести выборы, пока ситуация не стала более непредсказуемой", — считает политолог Айдос Сарым.
Рост экономики Казахстана резко замедлился после обвала цен на нефть и другие сырьевые товары. Национальная валюта — тенге — после отпуска в свободное плавание в августе 2015 года в определенный момент обесценивалась к доллару более чем вдвое, однако в первом квартале 2016 года немного укрепилась на подорожавшей нефти. Инфляция, которая в течение длительного периода находилась в коридоре 6-8%, по итогам 2015 года составила 13,6%. Рост ВВП Казахстана в 2015 году замедлился до 1,2% с 4,3% по итогам 2014 года. Некоторые эксперты не исключают, что в случае сохранения низких цен на нефть по итогам 2016 года динамика изменения ВВП может оказаться отрицательной.
Вход по партбилетам
Согласно законодательству Казахстана, из 107 депутатов мажилиса 98 избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу. Их выборы состоятся 20 марта.
Оставшиеся девять мандатов предназначены для депутатов, избираемых Ассамблеей народа Казахстана (АНК, консультативно-совещательный орган при президенте Казахстана, представляющий интересы всех этносов страны). Выборы депутатов от АНК назначены на 21 марта.
Согласно конституции Казахстана, депутатом парламента может быть избран гражданин страны, достигший 25-летнего возраста и постоянно проживающий на ее территории последние десять лет.
Кандидатом в депутаты парламента или местные органы власти не может быть гражданин с судимостью, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, а также лицо, признанное виновным в коррупции.
Чтобы пройти в парламент, партии необходимо преодолеть 7-процентный барьер.
За места в парламенте будут бороться представители шести партий — правящая партия "Нур Отан" ("Свет Отечества" — 127 кандидатов), партия "Ак жол" ("Светлый путь" — 35 кандидатов), "Ауыл" ("Село" — 19 кандидатов), Коммунистическая народная партия Казахстана (22 кандидата), Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП, 23 кандидата) и партия "Бирлик" ("Единство" — восемь кандидатов).
Седьмая зарегистрированная в Казахстане партия "Азат" ("Свободный") приняла решение не участвовать в выборах. Как заявила зампредседателя партии Маржан Аспандиярова, выборы пройдут "по заданному сценарию". По ее мнению, "нереально" рассчитывать на то, что в парламент смогут пройти представители оппозиционных сил.
ЦИК зарегистрировал всего 234 кандидата для участия в выборах. Среди них 187 (79,9%) являются мужчинами и 47 (20,1%) — женщинами. Сорок семь (20,1%) — депутаты мажилиса парламента предыдущего созыва. Средний возраст кандидатов составляет 52 года, самому молодому из них — 26 лет.
Единственной оппозиционной партией, участвующей в выборах, является ОСДП. Партия не принимала участие в выборах президента в апреле 2015 года, заявив, что считает свое участие в них "политически бессмысленным".
На прошлых парламентских выборах партия получила 1,68% голосов и не прошла в парламент.
Агитация без ажитации
Предвыборная агитация кандидатов в депутаты мажилиса, избираемых по партийным спискам, стартовала в республике 20 февраля и завершилась в полночь 19 марта (21.00 мск 18 марта). В субботу в Казахстане был "день тишины", агитация в течение которого запрещена законодательством.
Ход кампании оказался настолько планомерным и размеренным, что миссия наблюдателей от Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) в своем промежуточном отчете назвала предвыборную агитацию "малозаметной".
Миссия отметила, что агитационные платформы партий немного различаются по тону и содержанию, концентрируются на социальной стабильности, долгосрочных планах по преодолению экономического кризиса, а также поддержании национального единства.
В отчете отмечается, что избирательная кампания партии "Нур Отан" "более оснащена ресурсами в части агитационного штаба, используемых методов и более заметна".
"Плакаты, постеры и листовки партий "Ак жол", "Ауыл", "Бирлик" и КНПК представлены по стране в меньшей степени. В связи с ограниченными финансовыми возможностями ОСДП использует большей частью социальные сети для обращения к избирателям", — отмечается в документе.
По мнению наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, телевидение, в том числе государственный телеканал "Хабар", является главным источником политической информации, особенно за пределами столицы — города Астаны.
Зампредседателя ЦИК Казахстана Владимир Фоос не согласен с мнением, что борьба идет неактивно. Он считает, что у западных наблюдателей "другое представление об активности".
Заведующая кафедрой политологии и политтехнологий Казахского национального университета (КазНУ) имени аль-Фараби Гульнар Насимова полагает, что " излишние пиар-акции могут явиться раздражающим фактором", так как население больше беспокоит их социальное благополучие после выборов.
По ее словам, казахстанцы не ориентированы на массовые протестные действия. "Но толерантная реакция на кризис не означает, что в обществе отсутствуют критические настроения… В нынешних условиях даже такой фактор, как задержка зарплаты может отразиться на электоральном поведении граждан, например, в виде отказа от участия в выборах", — сказала Насимова РИА Новости.
Отечества негасимый свет
Едва ли среди представителей казахстанских политических сил, экспертов и наблюдателей найдутся сомневающиеся в победе на выборах правящей партии.
В пользу этой версии говорят результаты прошлых выборов (88,41% голосов избирателей в 2007 году и 80,99% в 2012 году — 83 мандата), а также отмечаемая некоторыми политологами "контролируемость политического поля" в республике.
Основная интрига заключается в том, какое количество партий сумеют преодолеть 7-процентный барьер вслед за "Нур Отаном". На прошлых выборах это удалось сделать партии "Ак жол" (7,47% — восемь мандатов) и КНПК (7,19% — семь мандатов).
Насимова считает, что с этой задачей справятся партии, выдвигавшие в межэлекторальный период программные инициативы. "Это касается и "Ак жол", и КНПК. Но большинство граждан в очередной раз поддержат "Нур Отан", связывая ее с начатыми реформами, со стабильностью в стране и с ее лидером (главой государства Нурсултаном Назарбаевым)", — отметила она.
Политолог Артур Нигметов полагает, что партии из мажилиса пятого созыва останутся в парламенте. "Нур Отан", "Ак жол" и КНПК вернутся в парламент. Депутатский состав, естественно, в определенной степени поменяется. Касательно "Ауыла" — большой вопрос. Вероятность, что они смогут преодолеть 7-процентный барьер, очень низкая", — сказал он РИА Новости.
При этом политолог выразил уверенность, что политический ландшафт страны не поменяется, так как участвующие в выборах партии "особым радикализмом не отличаются".
Наблюдатели и exit poll
За ходом выборов будут следить 817 иностранных наблюдателей. В их числе — 286 наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, 301 наблюдатель миссии СНГ, девять — от миссии Шанхайской организации сотрудничества, 76 — от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, 14 — от Парламентской ассамблеи Совета Европы, 17 — от Совета сотрудничества тюркоязычных стран, трое — от Организации исламского сотрудничества, восемь — от Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран, 103 наблюдателя от иностранных государств.
МИД Казахстана также аккредитовал 140 представителей иностранных СМИ из 29 государств.
В день голосования ряд организаций будут проводить exit poll — опросы избирателей на выходе с участков. В частности, по заказу портала Zakon.kz опрос избирателей проведет исследовательский институт "Общественное мнение", по заказу Клуба главных директоров exit poll организует социологическое агентство "Медиа-консул", аналогичный проект будет реализован "Институтом демократии" и телеканалом КТК.
Электорат
Принять участие в голосовании могут все граждане Казахстане, достигшие 18-летнего возраста. По состоянию на конец января, их число составляет около 9,79 миллиона человек. Из них более 400 тысяч зарегистрированы в Астане, и более миллиона — в крупнейшем мегаполисе республики Алма-Ате.
По данным ЦИК, в воскресенье будут открыты 9,84 тысячи избирательных участков. Для выборов в парламент изготовлено 9,889 миллиона бюллетеней, для выборов в местные органы власти — более 18,321 миллиона.
При выборах депутатов маслихатов создается система территориальных избирательных округов, которые образуются с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей не должна превышать 15% от среднего количества на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице.
Всего в организации и проведении выборов задействовано 13399 избирательных комиссий. Из них: 9840 участковых избирательных комиссий, 171 районная, 37 городских, 16 областных (и городов Астана и Алма-Ата) территориальных избирательных комиссий. Кроме того, созданы 2160 окружных избирательных комиссий по выборам в районные маслихаты, 625 окружных избирательных комиссий по выборам в городские маслихаты и 550 окружных избиркомов по выборам в областные маслихаты. В общей сложности в составе всех избирательных комиссий более 93 тысяч членов.
Голосование за рубежом
ЦИК Казахстана также откроет 65 избирательных участков в 51 стране, чтобы проживающие за рубежом граждане республики могли принять участие в парламентских выборах.
По состоянию на 4 марта, на консульский учет в различных странах поставлены более 14 тысяч граждан Казахстана.
Наибольшее количество зарубежных избирательных участков — пять — образовано в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Казани и Омске. Четыре участка будут открыты в Китае, по три — в ОАЭ и Турции, по два — ФРГ и США. В странах Азии находятся 25 участков, четыре — в странах Южной и Северной Америки, один — в Африке, 20 — в Европе, 15 — в СНГ.
Безопасность прежде всего
В преддверии парламентских выборов казахстанские правоохранители усилили наблюдение на объектах железнодорожного и воздушного транспорта. По информации пресс-службы департамента внутренних дел (ДВД) на транспорте, в период с 16 по 18 марта транспортная полиция провела оперативно-профилактическое мероприятие "Правопорядок".
"Цель акции — оздоровление оперативной обстановки, предупреждение и пресечение правонарушений на объектах железнодорожного и воздушного транспорта страны, обеспечение надлежащего правопорядка в преддверии проведения выборов депутатов мажилиса парламента и маслихатов и празднования Наурыз мейрамы (день весеннего равноденствия 22 марта)", — сказал замначальника ДВД на транспорте Талгат Утетлеуов.
По его словам, на объектах железнодорожного и воздушного транспорта были организованы рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению лиц, занимающихся вымогательством и карманными кражами. Для патрулирования задействованы сотрудники кинологического центра со служебно-розыскными собаками.
Процедура голосования и подведение итогов
Голосование будет проводиться в воскресенье с 7 до 20 часов по местному времени. Территориальные или окружные избирательные комиссии вправе устанавливать иное время начала и окончания голосования. При этом голосование не может начинаться ранее 06.00 и заканчиваться позднее 22.00.
Избирательные участки в четырех западных регионах Казахстана – Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях – откроются и закроются на час позже, чем на основной части страны, из-за разницы в один час со временем Астаны.
Подсчет голосов начинается в 20 часов по местному времени. Он проводится членами избирательной комиссии без перерыва до установления итогов голосования. Время подсчета голосов на избирательном участке не должно превышать 12 часов.
Согласно требованиям конституционного закона "О выборах", участковая избирательная комиссия по результатам голосования составляет протокол, который немедленно пересылается в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Результаты выборов по партийным спискам устанавливаются на заседании ЦИК на основании протоколов соответствующих теризбиркомов, которые пересылаются в Центризбирком не более чем в двухдневный срок со дня выборов.
В казахстанском законодательстве о выборах нет требований к порогу явки. Выборы будут признаны состоявшимися вне зависимости от активности избирателей.
Подводя итоги выборов в парламент, ЦИК подсчитывает голоса избирателей, поданных за каждый список партии, преодолевшей 7-процентный барьер. Эта сумма делится на число распределяемых депутатских мандатов. Таким образом определяется партийная квота.
Если проходной барьер преодолела лишь одна партия, то к распределению депутатских мандатов допускается и политическая сила со вторым результатом на выборах.
Сообщение об итогах выборов депутатов парламента публикуется в средствах массовой информации не позднее 10 дней со дня голосования.
Данные об итогах выборов в маслихаты публикуется в местных СМИ соответствующими территориальными и окружными избирательными комиссиями не позднее семи дней со дня проведения выборов.