Апостол от 70-ти Онисим
Первым о будущем апостоле Онисиме упомянул в своем послании к Филимону апостол Павел, от которого этот богатый колоссянин вместе со всем своим семейством принял крещение. С тех пор дом его стал не только домашней церковью, но и убежищем для путешествующих братьев по вере и особенно для христианских проповедников, а самого Филимона апостол Павел называл своим "споспешником" в проповеди Евангелия.
Чем умудрился так досадить этому ревностному неофиту его раб Онисим, по-видимому, стащивший что-то из хозяйского добра ("Если же он чем обидил тебя, или должен, считай это на мне" Флм.1-18), неизвестно, но спасаясь от реального или мнимого хозяйского гнева, слуга не придумал ничего лучше, чем искать защиты у самого большого в его глазах авторитета — апостола Павла, который в то время, в ожидании рассмотрения своей кассации на незаконное задержание был в Риме под домашним арестом — то есть пользовался относительной свободой, но был прикован цепью к солдату-охраннику (как наручниками — рука к руке).
Гонения на христиан тогда еще не начались — поводом для заключения апостола Павла под стражу стал его конфликт с иерусалимскими иудеями, спровоцировавший народные волнения. Но то, что Онисим принял крещение от узника, теперь выглядит символичным: через год, после пожара Рима, император Нерон объявит христиан поджигателями, начнется суд, выяснится, что они не относятся к разрешенному в империи иудаизму, христианство лишится статуса дозволенной религии, и на христиан начнутся гонения.
Логика римской власти понятна: если люди не подчиняются иудейскому закону, они должны подчиняться закону своего города; если же они ставят себя вне этих законов — они враги богов и общества. А народная молва вообще обвинит их в черной магии, кровсмешении и детоубийстве.
Но пока все это еще бродит под спудом, раскаявшийся раб Онисим просит духовного отца помирить их с хозяином, и тот пишет Филимону короткое письмо, прося принять Онисима уже не как раба, а как брата возлюбленного, как принял бы самого Павла.
И Филимон простил. Принял обратно как брата во Христе, дал вольную и отпустил обратно в Рим, к апостолу Павлу, еще не зная, что и их духовный отец, и он сам, и его новый духовный брат уже вступили на свой крестный путь: Павла вскоре казнят в Риме, Филимона, который примет сан и станет епископом в Газе, вместе с женой забьет камнями разъяренная толпа, а Онисим после многих миссионерских путешествий став епископом в Ефесе, уже при императоре Трояне будет казнен за исповедание веры во Христа.