МОСКВА, 18 янв – РИА Новости. Инициатива российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) по досмотру на границе не менее 5% посылок из-за рубежа направлена скорее на сокращение покупок в иностранных интернет-магазинах, нежели на борьбу с контрафактной продукцией, такое мнение высказали опрошенные РИА Новости юристы.
СМИ в понедельник сообщили, что АКИТ будет договариваться с федеральной таможенной службой (ФТС) о том, чтобы не менее 5% посылок из-за рубежа вскрывали и проверяли для выявления и уничтожения контрафактной продукции.
По его словам, сейчас потребитель имеет выбор: приобрести товар в российском магазине с заводской гарантией либо сэкономить (порой до 50%) и приобрести точно такой же товар в иностранном интернет-магазине с доставкой в Россию, но иногда без официальной гарантии.
Если же предложение будет принято, полагает эксперт, почти любая посылка в силу особенностей российского законодательства будет признаваться контрафактной и подлежать уничтожению, "поскольку ни иностранный интернет-магазин, ни получатель посылки не будут иметь подписанного с правообладателем лицензионного договора".
Собеседник агентства также заявил, что данная инициатива выглядит сомнительной с точки зрения Конституции России, "которая не ставит защиту интеллектуальных прав выше всех остальных гражданских прав, в частности права собственности, а также гарантирует неприкосновенность частной жизни, личную тайну, тайну переписки и почтовых сообщений".
По мнению кандидата юрнаук, основателя юридического сервиса 48Prav.ru Александра Трифонова, действующее законодательство и сейчас не мешает таможенникам под различными предлогами вскрывать выборочно какой-то процент посылок, в том числе на предмет мониторинга контрафакта.
"Но не пять же процентов! Посмотрите иностранную практику, достаточно выборочно мониторить менее процента, чтобы держать контроль над ситуацией", — заявил Трифонов.
Он также напомнил, что на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президенту китайской Alibaba Group, одной из крупнейших интернет-компаний мира, обещали создание условий для успешного функционирования бизнеса, в том числе со стороны Почты России, а данная инициатива идет вразрез с этими обещаниями и "смотрится своеобразно".
По мнению юриста, инициатива вызвана тем, что "онлайн-проекты отечественных ритейлеров менее удачны: даже при росте курсов валют покупать в интернете за рубежом выгодней, чем у нас, в том числе, потому что больше выбор".