Ранее в четверг стало известно, что уголовное дело против владельца АФК "Система" Владимира Евтушенкова по факту приобретения акций энергетических предприятий Башкирии прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
"Слишком долго закручивались "гайки" при расследовании экономических преступлений, нет прозрачности в правоприменении, не прозрачны поводы для возбуждения уголовных дел и отказы в их возбуждении", — сказал Власенко РИА Новости. По его словам, мы никогда не слышим о наказании следователей за незаконное возбуждение уголовных дел.
Нынешний Уголовный кодекс предполагает наказание за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности — это наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
"В законодательстве нужно более четко прописать ответственность следователей за неправомерное возбуждение дел. В случае выявления таких фактов, их должны расследовать независимые органы, например прокуратура", — сказал парламентарий. Общество должно знать, кто возбудил уголовное дело, на каком основании, и в случае возбуждения дела кто-то должен нести ответственность — либо подозреваемый, либо следователь, полагает Власенко.
По его мнению, излишняя жесткость в наказании экономических преступлений разрушает бизнес, снижает инвестиционную активность — хотя речь идет не об угрозе жизни или здоровью граждан, а чаще всего об уход от налогов.
Сенатор полагает, что изменения нужны именно в правоприменительной практике, только заявлений о необходимости либерализации законодательства недостаточно. "Должны быть более мощные сигналы для бизнеса, конкретные принимаемые меры, когда бы наказали чиновника, следователя за незаконное возбуждение уголовного дела", — сказал он.
При этом Власенко не считает прекращение дела Евтушенкова сигналом того, что либерализация законодательства в сфере экономических преступлений уже началась. "Нет, не думаю. С Евтушенковым довольно долгая история, и она должна была закончиться. Человек вернул долги, все удовлетворены, государство удовлетворено и смысла нет разгонять эту ситуацию дальше", — сказал сенатор. При этом он выразил недоумение формулировкой "за отсутствием состава преступления", поскольку при отсутствии состава преступления человек понес моральные и финансовые потери.