БРЮССЕЛЬ/МОСКВА, 21 дек — РИА Новости. Интрига на полтора года вокруг трехсторонних торговых переговоров РФ, Украины и Евросоюза, которые были призваны сгладить риски для России от евроинтеграции Киева, завершилась ничем. Однако возможность компромисса перешла в разряд гипотетических еще несколько недель назад на фоне резкого охлаждения отношений сторон.
"Мы, безусловно, будем работать, жизнь не кончается с первым января 2016 года. Переговоры могут вестись уже по ту сторону Рубикона", — сказал Улюкаев по итогам заключительной встречи в понедельник.
Впрочем, по словам еврокомиссара по торговле Сесилии Мальмстрем, продолжение трехстороннего формата переговоров уже невозможно. "Трехсторонний диалог, который имел место, не продолжится. Конечно, ЕС всегда готов к обсуждению с Украиной и Россией, но в этом формате — нет", — сказала Мальмстрем.
Позже Еврокомиссия выпустила заявление и предложила проводить переговоры в рамках трехсторонней рабочей группы с 1 января 2016 года при условии, что Россия выполнит свои обязательства в отношении Украины в рамках зоны свободной торговли СНГ.
А глава МИД Украины Павел Климкин вообще не намерен участвовать в новых раундах встреч. "Сейчас мы не видим оснований для консультаций на министерском уровне", — сказал он, не исключив, что консультации будут продолжены на экспертном уровне.
Ассоциативное мышление
В 2014 году Украина и Европарламент ратифицировали соглашение об ассоциации Украины и ЕС, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Власти РФ опасались, что беспошлинные товары из ЕС через Украину хлынут на российский рынок и создадут неравные условия для отечественных производителей.
Такие обязательства по уровню тарифов Россия взяла на себя в ВТО – так что это не противоречит нормам организации. Кроме того, в ответ на введенные Украиной санкции в отношении российских физлиц и компаний РФ с 1 января 2016 года вводит продовольственное эмбарго в отношении Украины.
Власти РФ заранее подготовились к возможному провалу переговоров и приняли нормативные документы с отложенным сроком вступления. Постановление правительства о возможном продэмбарго в отношении Украины было принято еще летом, а на прошлой неделе президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке с 1 января 2016 года действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины.
Вместе с тем стороны все-таки собрались в Брюсселе в надежде на то, что все-таки удастся выйти на какие-то договоренности до нового года. Эти надежды оказались призрачными. Единственным итогом переговоров России, Украины и Еврокомиссии по ассоциации Украина-ЕС стало признание необходимости переходного периода по техническим регламентам, однако их сроки не были установлены.
Никаких юридических обязательств участники на себя не взяли, текст соглашения по ассоциации Киев-ЕС остался неизменным, а Еврокомиссия обвинила Россию в нарушении минских договоренностей об урегулировании конфликта на Украине.
Эмоциональность, негибкость и беспокойство
Журналисты услышали противоположные мнения министров по итогам встречи в Брюсселе — они обвиняли друг друга в излишней эмоциональности и несговорчивости.
"Конечно же, наши партнеры эмоционально это восприняли. Хотя никаких оснований для такой эмоциональности нет. Еще в сентябре на нашей позапрошлой министерской конференции я прямо предупреждал коллег, что именно такие последствия будут в том случае, если мы не достигнем договоренностей — и в том, и в другом случае. Поэтому ничего нового нет", — высказал недоумение Улюкаев.
Евросоюз, Россия и Украина были близки к решению вопроса о ЗСТ, но РФ не проявила гибкости, заочно возразила ему Мальмстрем. "Мы были достаточно близки к тому, чтобы прийти к некоторым практическим решениям, и, я думаю, при наличии желания могли бы сделать это. Однако сегодня не было достаточно гибкости с российской стороны, чтобы сделать это. Мы были … удивлены", — сказала еврокомиссар.
Он напомнил, что первоначально шла речь о возможности изменения текста соглашения, затем о возможности включения приложений. В ответ на позицию ЕС Россия сняла эти пожелания и говорила лишь о том, что надо заключить отдельное юридически обязывающее соглашение, которое позволило бы примирить ситуацию, в которой Украина является участником двух разных систем технического, ветеринарного и таможенного регулирования.
"Это был серьезный интеллектуальный, политический и экономический вызов…. Ход нашей работы не привел к осязаемым результатам в виде соглашения…. Россия осталась один на один со своими беспокойствами и рисками, и мы вынуждены защищать интересы своей экономики в одностороннем порядке", — пояснил свою позицию глава Минэкономразвития.
Климкин и вовсе усомнился о чистоте намерений России по таможенному регулированию. "Россия хотела получить всю информацию о торговле ЕС с Украиной. У нас есть сомнения, что эта информация пойдет в российскую таможенную службу, а не в ФСБ или другие структуры", — сказал глава МИД Украины.
Евросоюз спешит на помощь
Чиновники Евросоюза уверены, что каких-то специальных мер поддержки Украине в связи с введением Россией продовольственного эмбарго и таможенных пошлин не потребуется: достаточно и того, что страна почувствует себя полноправным членом зоны свободной торговли ЕС. "Дополнительный пакет (помощи – ред.) не планируется, потому что мы уже помогли и много помогаем Украине как экономически, так и политически и в области зоны свободной торговли", — заявила журналистам Мальмстрем.
Говоря о выгодах евроинтергации для Украины, она отметила, что "вступление в силу соглашения о зоне свободной торговли, конечно, не привнесет существенных изменений стране прямо с 1 января". К тому же позже украинские политики еще будут иметь возможность обсудить свои проблемы с ЕС. "Мы вместе с министром (иностранных дел Украины Павлом) Климкиным примем участие в бизнес-саммите ЕС-Украина в Брюсселе в феврале", — сказала Мальмстрем.
Не будет ощутимого эффекта от принятых решений и для России. По итогам 2015 года, по оценке Минэкономразвития, товарооборот России и Украины составит 12 миллиардов долларов против почти 40 миллиардов долларов два года назад.
"Величина продовольственного импорта из Украины сократилась примерно до 200 миллионов долларов, поэтому макроэкономический эффект… значимого эффекта не будет", — заявил журналистам Улюкаев.
ЕАЭС не дает добро
Серьезные опасения высказывают Белоруссия и Казахстан, которые пока сохраняют торговые преференции с Украиной, и боятся, как бы эта страна не стала транзитной зоной для беспошлинного ввоза европейских товаров на общий рынок ЕАЭС.
По его словам, "может сложиться ситуация, когда товар Украины будет замещён товаром Евросоюза в Украине, их товар хлынет на нашу территорию". "Ещё большее у нас опасение, что товар Евросоюза по нулевой пошлине, попав в Украину, если мы не защищаемся, по зоне свободной торговле СНГ попадает на территорию всего СНГ", — отметил он.
Ранее министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова также обещала, что Казахстан будет следить за ситуацией с возможным реэкспортом беспошлинных европейских товаров с Украины.
"Насчет перетока товаров с Украины — конечно, мы будем смотреть, но тут есть механизмы, такие как сертификаты страны происхождения товара, критерии достаточной переработки. На все эти вещи мы будем обращать внимание, наблюдать, мониторить. Конечно же, после того, как у них с 1 января 2016 года вступит в силу соглашение, мы посмотрим, каким образом объемы импорта будут меняться и насколько", — пояснила Айтжанова.
Страны ЕАЭС в будущем вообще могут выработать единый подход по вопросу выхода из зоны свободной торговли с Украиной, сообщил первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов по итогам заседания Высшего евразийского экономического совета, которое состоялось в Москве уже после завершения брюссельской встречи.