Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ровно 100 лет назад, 19 декабря 1915 года, публике было впервые представлено полотно Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат" на Последней футуристической выставке "0,10" в Петербурге.
К юбилею самой узнаваемой картины русского авангарда Третьяковская галерея выставила редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.
Рекордный "индекс цитируемости"
Это и воплощение "абсолютного нуля", и конец традиционного предметного мышления, и трансфинитное начало, и нулевое выражение цвета, и декларация беспредметности, и мистический магнетизм супрематизма, и вызов обществу, и проект стилистики мира — спасибо, что дочитали до конца эту фразу. Но если коротко, то Малевич совершил революцию в искусстве.
Если собрать всё, что написано о "Чёрном квадрате" Малевича (а это невозможно, но просто предположим), то очевидная уникальность произведения будет как раз в "индексе цитируемости".
Картину Малевича последние годы действительно "препарировали": в той же Третьяковской галерее было проведено комплексное исследование полотна. Оно изучено в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, проведена его макрофотосъемка, рентгенографирование, исследование пигментов с помощью бинокулярного микроскопа и методом рентгенфлуоресцентного анализа.
Результатом всех этих труднопроизносимых манипуляций стало очередное открытие. Оказалось, что под черным четырехугольником находится не одна, а две цветных композиции, сделанные в разные периоды творчества художника.
О том, что под черной краской что-то нарисовано, было известно давно. Просматривались желтые, зеленые, розовые и голубые краски. Удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.
Эксперты и сотрудники Третьяковской галереи попытались восстановить изображение. Предполагается, что подобные абстрактные композиции ранее ни разу не встречались у Малевича.
При этом четче всего на рентгенограмме была выявлена именно первоначальная композиция, близкая к кубофутуристическим произведениям.
Уникальность "Черного квадрата" по пунктам
1. Квадрат Малевича не уникален — он как минимум вторичен
За 20 лет до этого появилась черная картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью". Эксцентричный французский художник и юморист в своё полотно тайных смыслов не вкладывал, объяснив всё в названии.
А до этого был черный четырёхугольник Роберта Фладда. Философ-алхимик еще в начале XVII века проиллюстрировал им "Великую Тайну Великой Тьмы" — то, что было до сотворения мира.
В 1843 году Берталь (настоящее имя — ДэАрну Шарль Альберт), французский портретист и иллюстратор, написал картину "Вид на Ла-Хог ночью" — горизонтальный прямоугольник, почти полностью покрытый расплывчатыми черными знаками. Позже были "Сумеречная история России" Гюстава Доре (в его представлении, история зарождения Руси теряется во тьме веков), шуточная картина "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода и уже упомянутая "Битва негров в пещере глубокой ночью".
2. "Черный супрематический квадрат" на самом деле не черный
Даже, как говорится, невооруженным глазом, видно, что полотно не однородного черного цвета (об этом подробно было рассказано выше).
3. Квадрат Малевича на самом деле не квадрат
Это даже не прямоугольник, а скорее трапеция. В нем нет ни одного строго прямого угла. Это действительно черный четырехугольник — как и назвал его автор в первоначальном варианте.
4. "Черный квадрат" — это главенство формы, а не содержания
Какие бы скрытые смыслы мы не искали в картине, в ней, по сути, нет почти ничего, кроме темного цвета и неких абстрактных линий под ним. Содержания — ноль, главное — довлеющая над всем форма. Причем на той же выставке в Петербурге в 1915 году были показаны и другие работы Малевича (в виде черного круга и креста). Их, впрочем, сам художник считал вторичными, когда годы спустя писал труды о философии черного квадрата.
5. Произведение Малевича — это революция в живописи
Опять же спорный тезис, но за долгое время все так к нему привыкли, что это утверждение воспринимается как данность. Сначала на мысли о своем бунте в искусстве настаивал сам Малевич — в знаменитом манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". 100 лет назад Малевич фактически основал новое направление в живописи — супрематизм (в переводе с латыни — "наивысший"). Это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников (по мнению опять же Малевича). Десятилетия спустя искусствоведы посвятили исследованию этого направления многочисленные трактаты.
"Черный квадрат" — это простой, но гениальный пиар-проект
Мы же помним, что до Казимира Малевича уже были созданы черные прямоугольники, и в некоторых случаях это было подано даже не как шутка, но как вполне концептуальное произведение.
"Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ножки, он уже бегает по свету" (из беседы Малевича с учениками). "Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового" (из письма К. Малевича М. Матюшину)
В результате его творение оценивается в десятки миллионов долларов и считается самым узнаваемым произведением не только русского авангарда, но и всего русского художественного творчества в целом.