МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Обнаружение под слоем краски на картине Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат" двух цветных картин, кубофутуристической и протосупрематической, и надписи "Битва негров ночью" позволило искусствоведам выдвинуть новые версии истории создания полотна, сообщила журналистам в среду научный сотрудник отдела научной экспертизы государственной Третьяковской галереи Екатерина Воронина.
"На одном из белых полей выявлена частично утраченная надпись, ранее считалось, что это подпись художника под красочным слоем. Но это не подпись, а надпись, выполненная карандашом по высохшему слою краски, и прочитана нами, как "Битва негров ночью", — отметила Воронина, добавив, что также на полотне обнаружено около десятка отпечатков пальцев художника (предположительно он передвигал картину по мастерской, проверяя, насколько просохла краска).
"Битва негров в пещере глубокой ночью" (1882) — работа французского юмориста Альфонса Алле. Композиционно его рисунок напоминает "Квадрат" Малевича. Ранее не существовало подтверждений о том, что русский художник был знаком с картинной Алле.
Эксперт пояснила, что существует несколько версий создания "Черного квадрата" Малевича.
"В процессе исследования выяснилось, что нижележащая композиция не одна, как считалось изначально, а две — первоначальная кубофутуристическая и цветная — протосупрематическая, которая лежит непосредственно под "Черным квадратом". Существование нижележащей композиции было впервые выявлено еще в начале девяностых годов", — сказала Воронина.
По одной версии считается, что протосупрематическая композиция была написана поверх кубофутуристической, затем художник очертил границы последней, замазал ее черной краской в центре и белой по краям. По второй версии, которая родилась у исследователей совсем недавно, в поисках нового художественного направления художник нашел в мастерской кубофутуристическое полотно, которое было написано в 1913-1914 годах, и решил его переделать.
По словам Ворониной, наличие кубофутуристической композиции можно было выявить по выступающей через кракелюр цветной краске. "Цветная композиция, которая закрашена и лежит непосредственно под "Черным квадратом", практически не видна, наиболее четко читаются элементы первоначальной кубофутуристической композиции, которая занимается практически всю поверхность картины. Наличие промежутков между формами свидетельствует о существовании подготовительного рисунка", — отметила эксперт.
Воронина подчеркнула, что выяснить, какого цвета была композиция изначально — невозможно, но при анализе видны розовый, зеленый и оранжевый цвета. При этом цветная протосупрематическая композиция находится непосредственно под "Черным квадратом", ее краски — это синий цвет, желтый цвет, розовый цвет и зеленый.
В свою очередь сам "Черный квадрат" был написан двумя черными цветами, формулу одного из которых художник разработал сам, чтобы он был не глянцевым, а бархатным и матовым.