Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
ЗРК С-400 развернут на сирийской авиабазе "Хмеймим", то есть принципиальное решение о боевом применении принято. Россия ответила на агрессивный шаг Турции, истребитель которой 24 ноября атаковал и сбил российский бомбардировщик Су-24М в Сирии.
25 ноября президент РФ Владимир Путин принял решение о переброске С-400, и уже 26 ноября зенитные ракетные комплексы приступили к боевому дежурству.
Отныне в угрожающих ситуациях с отдельными иностранными самолетами-нарушителями сирийской границы звонков в Москву не будет, цели возьмут на сопровождение и уничтожат – легитимно и высокотехнологично.
Прозрачность намерений
Открытость и законность – основа российской внешней политики, даже если речь идет о боевых действиях на чужой территории.
Теперь станут прозрачнее и соседние с Сирией страны – Турция, Ирак, Саудовская Аравия и другие, потому что их территории на сотни километров в глубину окажутся под контролем российской системы ПВО. И для группировки ВКС РФ не станет неожиданностью воздушная угроза с любого направления. Кстати, с моря ЗРК С-400 поддерживает корабельный комплекс коллективной ПВО "Форт" (аналог С-300) гвардейского ракетного комплекса "Москва".
Следует подчеркнуть высокую степень автоматизации современной системы ПВО и непрерывный, круглосуточный режим боевого дежурства. ЗРК С-400 может одновременно наводить 72 ракеты и одновременно обстреливать 36 воздушных целей. Совершенное оружие доверено профессионалам, для которых привычны постоянная боевая готовность, режим боевого дежурства и ежегодные ракетные стрельбы на специализированном полигоне в Астраханской области по реальным мишеням (крылатым ракетам).
Эрдоган авансом, задолго до возможного уничтожения турецких истребителей над Сирией российскими ЗРК С-400, уже трактует это как агрессию против суверенитета Турции. На всякий случай турецкие ВВС приостановили полеты над Сирией, а турецкий Генштаб планирует избегать инцидентов с ВС РФ.
В борьбе с боевиками ИГ теперь многое зависит от системы согласования полетов коалиции с Сирией и Россией. Бомбардировщики ВКС РФ после 24 ноября вылетают с авиабазы "Хмеймим" только под прикрытием истребителей.
Альянс в неловком положении
Потеря Су-24М и расстрел его экипажа в воздухе отрядами боевиков показали, что турецкие ВВС и террористы в Сирии выступают единым фронтом против России. И если Турция все сделала осознанно, продемонстрировала свою силу, то понимают ли турецкие руководители, что они натворили?
Нехорошо получилось: во Франции – серия терактов, Европа объявляет войну терроризму на Ближнем Востоке, а Турция бьет в спину Россию, которая находится на переднем крае борьбы с ИГ.
Партнеры Анкары по НАТО — Германия, Франция, Чехия — недоумевают. На краю глобального конфликта мир оказался так легко.
Перехват и атака – серьезный шаг, определенные процедуры и время, измеряемое не секундами. Поэтому за решением Турции уничтожить Су-24М угадываются определенные силы, желающие столкновения России с НАТО. Издание Huffington Post прямо сравнивает уничтожение российского Су-24М с началом Первой мировой войны.
Телеканал CNN отметил, что решение сбить российский самолет дискредитировало президента Турции Эрдогана в глазах союзников по НАТО, что С-400 полностью закрыл небо Сирии для Турции и НАТО.
Из-за действий Турции шансы на сотрудничество по Сирии между Россией и Западом значительно снизились. Наметилось новое обострение отношений. В частности, официально заявлено, что Пентагон изучает сообщения о воздушном ударе по турецкой автоколонне в районе сирийского города Аазаз, расположенного в шести километрах от границы с Турцией. На кадрах агентства Reuters – горящие грузовики и вооруженные люди. Совершенно очевидно, что таинственный турецкий автокараван на сирийской территории преследовал отнюдь не гуманитарные цели.
Мечты об Османо-американской империи
Определение агрессии сформулировано резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года: "Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства". Очевидно, нельзя считать применением вооруженной силы против территориальной целостности 6-секундное или 17-секундное нарушение границ военным самолетом (если допустить, что оно было).
При этом действия турецких ВВС вполне подпадают под определение агрессии, данное ООН в третьей статье ранее упомянутой резолюции 3314: "Нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства".
Цель оправдывала средства и совпадала с интересами США до тех пор, пока в борьбу с боевиками ИГ не вмешалась Россия. Мечты Эрдогана и амбиции США дорогого стоят. Поэтому истребитель F-16 ВВС Турции и сбил российский бомбардировщик Су-24. Эта провокация, не имеющая аналогов в полувековой истории взаимоотношений СССР и РФ с Западом, цели не достигла, не вывела Россию из равновесия. Зато показала всему миру, что страны НАТО готовы вероломно напасть на другие страны и даже развязать ядерную войну – без всяких на то причин.
А Россия снова спасает мир – легитимными и высокотехнологичными средствами.