Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"
Мировая киноиндустрия отметила новый важный рекорд — 6,5 миллиона долларов за первый день предварительной продажи билетов на седьмой эпизод "Звездных войн". За два месяца до премьеры толпы фанатов по всему миру ждут продолжения фильма, спрос на который передается из поколения в поколение.
"Звёздные войны" вписали новую страницу в историю кино: был внедрен компьютер в кинопроизводство, изобретена система контроля движения камеры, был использован сложнейший монтаж — с рекордными 365 сценами со спецэффектами. А специально основанная тогда Лукасом студия визуальных эффектов ILM (Industrial Light & Magic) до сих пор остаётся в авангарде голливудских технологий и работает уже над "Мстителями" и "Трансформерами". В том, что Голливуд сегодня ориентирован в основном на развлечение подростков зрелищными спецэффектами, Джордж Лукас виноват как никто другой.
Во вторую трилогию "Звёздные войны" Лукас вложил все накопленные им опыт и средства, став пионером в области применения уже цифровых технологий в кино — искушенному в спецэффектах зрителю было чему удивиться вновь.
В том, что создателям саги удастся такой трюк в третий раз, теперь уже никто не сомневается, и места на такое шоу бронируют заранее. "Звёздные войны" стали самой прибыльной кинофраншизой в истории, спасли студию 20th Century Fox от разорения и зарекомендовали Джорджа Лукаса как одного из самых передовых и коммерчески успешных кинопроизводителей наших дней.
"Звездные войны" — это, конечно же, прежде всего динамичные приключения в экзотических фантастических мирах. Это очень романтичное произведение, где есть Марк Хэммил, Харрисон Форд, затем Юэн Макгрегор и Лиам Нисон для женской аудитории. А также принцесса Лея в золотом бикини, которая навсегда стала культовым объектом сексуального вожделения мужчин, и прекрасная Натали Портман.
В фильме нет песен (совсем), зато есть богатые музыкальные темы, впервые исполненные ни много ни мало Лондонским симфоническим оркестром. С тяжелым морализаторским пафосом борьбы добра со злом отлично справляется юмор: критики отмечали, что "Звёздные войны" напоминают цирковое представление с клоунами (R2D2, C-3PO, Чубакка), акробатами (Люк Скайуокер, Хан Соло), танцовщицей (принцесса Лея), монстрами (Дарт Вейдер), добрыми и злыми фокусниками, факирами и магами (Йода, Оби-Ван Кеноби).
Если взглянуть под другим углом, — на экране Отважный рыцарь, Прекрасная дама, Всемогущий злодей, Мудрый наставник, Благородный разбойник и т.д., и у каждого из них свой, часто неочевидный конфликт. Над всем этим реет дуалистическая философия Светлой и Тёмной сторон Силы, ставшая религией.
Её приверженцами официально являются, например, 0,7% населения Британии — их больше, чем буддистов или иудеев, и намного больше, чем толкиенистов и адептов Летающего макаронного монстра.
Что действительно делает "Звёздные войны" уникальными, так это их глубокий, многоуровневый сценарий, неоднозначные герои и возможности гибких трактовок их поступков.
"В 70-е Лукас создал квинтэсcенцию классического мифа, — продолжает Энтони Дэниелс, — С героями и злодеями, добром и злом, вобрав все лучшее, что было до него, и создав новое. Это как с кулинарным рецептом: тот же список продуктов, но каждый повар приготовит их по-своему; в тот момент не было других поваров".
"Звёздные войны" — это история взросления и самопознания. Иллюстрация того, как неоднозначен окружающий мир, в котором, например, забота о близких может превратить индивидуума в угрозу человечеству.
Так что ничего удивительного, что три года назад фанаты "Звёздных войн" стонали, когда Джордж Лукас продал всё своё детище компании Уолта Диснея со всеми её диснейлендами.
На минувшей неделе, за два месяца до релиза, они выстроились в очередь за билетами, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, гадая и споря о сюжете по двухминутному трейлеру. Человечеству во все времена нужны были саги, и "Звёздные войны" — безусловно, одна из величайших.