Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
"Арабская весна" в странах Северной Африки и Ближнего Востока обернулась в результате для Европы "мигрантской осенью". Неожиданно? Скорее, да: мало кто предполагал, что беженцев будет столько и вот так вдруг.
Европа привыкла за последние годы к сообщениям об очередных беспорядках в приграничных лагерях в Италии или Испании, о задохнувшихся в контейнерах людях, о затонувших лодках или паромах в Средиземном море. И всё это было как-то далеко, не со всей Европой, где-то там — на югах.
В северных же странах тянули с решением проблемы, вяло обсуждали ее в СМИ, впрочем, попытки привлечь внимание общества к положению беженцев были, иногда неожиданные — с помощью социальных акций или телевизионных реалити-шоу.
Так, в Финляндии на одном из телеканалов устроили эксперимент: заперли на 24 часа волонтеров в контейнере, в котором обычно переезжали нелегальные мигранты (правда, в мини-студии было гораздо свободнее и имелся кондиционер). А в Латвии недавно провели социальную акцию: журналисты программы LTV "Запрещённый приём" представлялись волонтерами, помогающими беженцам, и просили семейных врачей оказать медицинскую помощь их подопечным (некоторые отказывались). Еще один эксперимент, тоже в Латвии: к пляжу приплыла лодка с африканцами, которые на ломаном английском пытались общаться с местными жителями и туристами. Некоторые реагировали сдержанно, но в большинстве своем помогали.
И вот как когда-то самосожжение торговца фруктами Мохаммеда Буазизи в Тунисе неожиданно стало началом "арабской весны", так и публикация фотографий утонувшего сирийского мальчика вдруг встряхнула Европу: она очнулась, проснулась и распахнула ворота для беженцев.
Это было искреннее сострадание, желание помочь, обогреть, накормить, приютить. Тысячи европейцев пошли работать волонтерами, собирали деньги, еду, одежду, встречали беженцев плакатами "Welcome!".
Кому в Европе мешают беженцы
Границу с Венгрией с начала 2015 года пересекли более 200 тысяч мигрантов, заявили в полиции страны. Венгрия объявила в областях Чонград и Бачки-Шкун "кризисную ситуацию" из-за наплыва нелегалов. Десятки тысяч мигрантов, направляясь через Венгрию в богатые европейские страны, оставляют после себя горы мусора, вызывая недовольство местных жителей. В результате ночью 15 сентября Венгрия заблокировала границу с Сербией.
Венгрию осуждают соседи-европейцы: жесткие действия Будапешта вступают в противоречия с нормами ООН и ЕС касательно мигрантов.
Венгерские же СМИ сообщили, что местные спецслужбы обнаружили среди мигрантов террористов.
Однако координатор ЕС по борьбе с терроризмом Жиль де Кершов утверждает, что угрозы проникновения экстремистов в страны Евросоюза нет: "Исламскому государству" или "Аль-Каиде" нет необходимости отправлять своих членов в потоке лиц, ищущих убежища. Есть ресурс людей, родившихся в Европе, которые не выезжали за границу, но были радикализированы через интернет".
И вот уже Германия вводит погранконтроль, проверяя поезда, прибывающие из Вены, а австрийские железные дороги не рекомендуют пассажирам без крайней необходимости совершать поездки в Германию.
Как обычно резко и без толерантных реверансов высказалась по проблеме мигрантов глава французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен. По ее мнению, власти Германии открывают национальные границы для мигрантов и беженцев, чтобы нанимать на работу "рабов" и снижать общий уровень заработной платы.
"Поскольку всё вышло из-под контроля — сделаем вид, что так и надо", — иронизировала Ле Пен в интервью телеканалу "Россия 1". По ее мнению, исламисты давно предупреждали, что зашлют исламских солдат в ЕС, воспользовавшись волной мигрантов.
"Мы это знаем и не делаем ничего месяцами. Мы даже не позволили себе воспользоваться сирийскими источниками, хотя известно, что в плане борьбы с террористами они, возможно, самые сильные в мире разведчики", — заявила лидер "Национального фронта Франции".
Без участия сирийских властей изгнать террористов ИГ не получится
Как сделать так, чтобы беженцев становилось всё меньше: то есть в горячих точках прекратились военные действия и бедствующие страны могли бы начать процесс восстановления и введения политических и экономических реформ?
"Вопрос не в том, что Европа принимает или не принимает беженцев, а в том, что необходимо устранить первопричины данной проблемы. Если европейцев волнует судьба беженцев, пусть они прекратят поддерживать террористов", — призывает президент Сирии Башар Асад.
"ЕС, как правило, решает проблемы беженцев в странах их прибытия, однако это необходимо делать в странах их происхождения", — цитирует агентство Блумберг председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерала Мартина Демпси, выступившего с таким заявлением во время визита в Таллин.
При этом Путин подчеркнул, что для борьбы с ИГ нужно отложить в сторону геополитические амбиции и отойти от двойных стандартов: нужно отказаться от использования отдельных террористических группировок для достижения неких конъюнктурных целей, среди которых, по словам Путина, — смена неугодных правительств и режимов (один из них — как раз в Сирии).
И без участия сирийских властей изгнать террористов ИГ из этой страны и всего региона не получится, заявил Путин. Он считает, что президент Сирии Башар Асад готов привлечь к управлению государством и здоровые силы оппозиции.
Напомню, что с самого начала гражданского конфликта в Сирии в 2011 году Башар Асад несколько раз шел на уступки оппозиции по политическим и экономическим вопросам, не забывая при этом жестко пресекать антиправительственные выступления.
Против него и других сирийских чиновников были введены санкции США и Евросоюза. Все последние годы Башар Асад обвинял западные страны в разжигании внутриполитического конфликта и финансировании из-за рубежа непримиримой оппозиции.
Так и получилось: антиправительственные выступления оппозиции, вооруженные мятежи, оппозиционные силы становятся экстремистскими, на ослабленную внутренними распрями Сирию наступают террористы ИГ (соединяясь с некоторыми вчерашними "умеренными оппозиционерами"), мирное население бежит из страны, миллионы сирийских эмигрантов пытаются найти убежище в соседних странах и Европе.
Теперь пришло время вернуться к тому, с чего начинали: решать политические, общественные и экономические проблемы внутри страны, прошедшей через очередную войну. Тогда, быть может, и беженцы вернутся в родные места. Хотя верится с трудом.