В пятницу завершилась деловая программа Международного авиакосмического салона МАКС-2015, который проходит в подмосковном Жуковском с 25 по 30 августа. МАКС, один из крупнейших мировых авиафорумов, проводится с периодичностью раз в два года, начиная с 1993 года. Главная цель его проведения — демонстрация современных российских технологий для совместных проектов с зарубежными партнерами. Авиафорум проводится под патронажем президента РФ.
Новинки для армии
Нынешний Международный авиационно-космический салон МАКС можно считать особенным, так как менее месяца назад приступил к выполнению задач новый вид войск РФ — Воздушно-космические силы.
Также до конца года планируется начать госиспытания принципиально новой многоуровневой системы радиоэлектронной борьбы, разработанной концерном "Радиоэлектронные технологии" и предназначенной для противодействия системам и средствам воздушно-космического нападения.
Авиационная составляющая МАКС-2015 оказалась не менее насыщенной — президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил, что подписание контракта между Минобороны РФ и ОАК на поставку 48 новейших истребителей Су-35 планируется до конца 2015 года.
Безопасность на экспорт
В этом году не обошлось без подписания экспортных соглашений непосредственно на авиасалоне — "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку Белоруссии четырех учебно-боевых самолетов Як-130, а также сообщил о предстоящей поставке в эту страну пяти боевых машин из состава зенитно-ракетного комплекса "Тор-М2К".
Вертолетная техника РФ традиционно пользуется стабильным спросом за рубежом — в этом году "Вертолеты России" завершат поставку Индии 151 вертолета Ми-17В-5, и, по словам официальных представителей холдинга, индийская сторона уже проявила заинтересованность в покупке новых вертолетов.
Тем не менее на авиасалоне некоторым экспортным надеждам не суждено было оправдаться. Ожидалось, что во время проведения МАКС-2015 Россия наконец-то заключит с Ираном соглашение о поставке зенитных ракетных систем С-300, однако этого так и не произошло. Высокопоставленный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству сообщил РИА Новости, что на этой неделе стороны подписали дорожную карту по реализации договоренностей, но переговоры на сегодняшний день продолжаются.
Беспилотные достижения
Ряд обнадеживающих новостей гости и участники салона услышали и от производителей отечественных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). В частности, генеральный директор группы компаний "Кронштадт" Николай Лебедев сообщил, что первый полет российского ударно-разведывательного беспилотника (гражданское название — "Орион") состоится в 2015 году. Позже в "Кронштадте" уточнили, что в серию беспилотник пойдет в 2019 году.
"Первые опытные образцы будут созданы в 2017-2018 годах, с 2019 года мы надеемся, что будет запущено серийное производство", — сказал директор беспилотного направления группы "Кронштадт" Николай Долженков.
"Фрегат" будет способен нести до 1700 килограммов полезной нагрузки при взлете по-самолетному и до 1 тонны — при вертолетном взлете. Максимальная высота полета составит 8 тысяч метров, ожидаемая продолжительность — около 10 часов. Взлетная масса БЛА составит 7 тонн.
На авиасалоне появились подробности и об уже известной и многообещающей разработке Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) — беспилотнике на воздушной подушке "Чирок", полноразмерный вариант которого впервые был представлен на МАКС-2015. Гендиректор ОПК Александр Якунин заверил, что летные испытания беспилотника завершатся уже летом 2016 года. Более того, "Чирок", по его словам, в перспективе будет как беспилотным, так и пилотируемым аппаратом.
Главной "звездой" гражданского сегмента МАКС-2015 стал российский ближнемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet (SSJ) 100. На авиасалоне стало известно, что Камбоджийская авиакомпания Sky Angkor Airlines, лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" и авиакомпания Red Wings договорились о поставке трех таких самолетов.
Более того, председатель совета директоров "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Борис Алешин заявил, что в ближайшее время планируется продать не менее 100 "Суперджетов". По его словам, на данный момент ГСС и "Государственная транспортная лизинговая компания" подписали твердый контракт на поставку 32 самолетов с опционом еще на 28.
Президент ГСС Илья Тарасенко, в свою очередь, заявил, что до конца 2015 года ожидается подписание еще одного твердого контракта — 20 SSJ будут поставлены "Аэрофлоту".
"Потребность у них до 100 самолетов, поэтому мы параллельно с ними активно прорабатываем все маршрутные сети, где они будут летать. Соответственно, когда будут сняты санкции с Иранской Республики, будем комплектовать эти самолеты", — сказал Тарасенко.
Вполне вероятно, что спрос на российский авиалайнер в ближайшее время будет только расти — глава подконтрольной государству Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) Юрий Слюсарь, заявил, что стоимость Sukhoi Superjet 100 может снизиться на 10% (3,6 миллиона долларов) благодаря программам импортозамещения.
Одним из ключевых документов, подписанных на МАКС-2015, стало соглашение между Ракетно-космической корпорацией "Энергия" и компанией "Российские космические системы" о расширении взаимовыгодного сотрудничества, предусматривающее снижение цены на продукцию РКС для РКК "Энергия", что в свою очередь сделает полеты на МКС дешевле.
Согласно тексту документа, заключение договоров в 2015 году будет осуществляться по ценам 2014 года, а с 2016 для определения цены будут применяться соответствующие индексы цен производителей, рекомендованные Минэкономразвития РФ.
В рамках авиационно-космического салона были также сделаны важные шаги в области международного сотрудничества — Европейское космическое агентство (ЕКА) выразило желание продолжать сотрудничество с Россией, несмотря на сложности в отношениях РФ и Украины, и подтвердило планы запуска двух миссий в рамках проекта "ЭкзоМарс": первый состоится в 2016, а второй — в 2018 году.
Более того, по словам главы Роскосмоса Игоря Комарова, на салоне Россия и Европа договорились о возможности использования космодрома Восточный в будущем для осуществления коммерческих запусков.
О масштабах сотрудничества России с ее зарубежными партнерами говорят и финансовые показатели — гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин на салоне МАКС-2015 отметил, что за период с 2000 по 2015 годы РФ заключила контракты по космическим проектам на сумму более 1 миллиарда долларов. Указанная сумма вскоре должна возрасти, ведь непосредственно на авиасалоне "Рособоронэкспорт" заключил очередную сделку — подписал контракт с испанской компанией HISDESAT на запуск в 2015 году космического аппарата PAZ.
"МАКС-2015: превосходство в воздухе и в сетях"
Александр Хроленко: "Международное военно-техническое сотрудничество и торговля высокотехнологичным оружием достойно представляют потенциал России. Экспорт авиакосмической техники — демонстрация превосходства над индустриальным и технологическим потенциалом многих развитых стран." Подробнее — в авторском материале>>