ЖУКОВСКИЙ (Московская обл.), 28 авг — РИА Новости, Александр Ковалев. Семейство российских самолётов Sukhoi Superjet 100 вскоре пополнится новой моделью, которая будет поступать заказчикам под индексом B100.
Как сообщил в интервью РИА Новости на авиакосмическом салоне МАКС-2015 главный конструктор программы SSJ Владимир Лавров, применение на самолете с исходным взлетным весом двигателей с увеличенной взлетной тягой, уже разработанных для версии увеличенной дальности, предоставит заказчикам возможность гибкого формирования конфигурации самолета. Оптимизация характеристик позволит в том числе эксплуатировать SSJ100 в условиях повышенных температур, а также на высокогорных аэродромах.
Нужно помощнее
"Новая модель создавалась для того, чтобы расширить потребительские качества самолета, которые востребованы заказчиками из целого ряда регионов. Основная конструктивная особенность SSJ100 B100 состоит в том, что теперь на лайнере базовой дальности опционально устанавливаются двигатели SaM146-1S18 с увеличенной взлётной тягой. Увеличение тяги на взлетных режимах обеспечивается изменением программного обеспечения двигателя, разработанного российско-французским предприятием PowerJet", — рассказал главный конструктор.
По словам Лаврова, ожидается, что примененные на новой модели самолета технические решения будут востребованы заказчиками из стран БРИКС, для которых важным условием принятия решения в пользу выбора SSJ100 может стать возможность повышения коммерческой нагрузки при выполнении полётов с аэродромов, расположенных в горных районах.
"В первую очередь, это Южная и Центральная Африка, где имеется много аэропортов в гористой местности. Особый интерес для нас представляет Индия и Китай, как страны со значительным и устойчиво растущим пассажиропотоком, где находится большое количество высокогорных аэродромов. Средняя высота их расположения в этих странах — более 1500 метров над уровнем моря, поэтому там необходим самолёт относительно малого взлетного веса с двигателями повышенной тяги. Кроме того, новая машина будет востребована в государствах с жарким и влажным климатом. Учитывая особые характеристики SSJ100 B100, он может удовлетворить запросы и европейских авиакомпаний, которые строят свою маршрутную сеть с использованием аэродромов с короткими взлетно-посадочными полосами", — отметил Лавров.
В настоящее время ГСС завершает сертификацию новой модели самолета в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Ожидается, что выданное АР МАК одобрение модели самолета B100 будет валидировано Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) до конца 2015 года.
Основные характеристики SSJ100 B100 следующие: дальность полета — 3048 километров, максимальный взлетный вес — 45 880 килограммов, взлетная тяга двигателя — 16 100 фунтов и сокращенная на 10%, по сравнению с базовой версией взлётная дистанция.
Законцовки крыла для SSJ100 из композита будут делать в России
"Проведен значительный объем работ по оптимизации конфигурации законцовок крыла, который включал расчетные исследования и испытания в аэродинамических трубах в ЦАГИ и СибНИА. Было рассмотрено несколько вариантов как вертикальной, так и горизонтальной конфигурации. Работа заняла около полутора лет. Спроектирована конструкция стыка консоли крыла с новой законцовкой, а также самой законцовки из композитных материалов. В настоящее время проводится выбор изготовителя для их серийного производства, возможно, им станет одно из российских предприятий, участвующее в кооперации по программе SSJ100. Опционально оснащать SSJ100 законцовками предполагается начать в 2017 году", — сообщил Лавров.
По его словам, установка wingtips даст возможность снизить расход топлива SSJ100 на величину до 4% в дополнение к тому, что уже удалось достичь к настоящему времени. Кроме того, применение законцовок оптимизированной конфигурации положительно отразится на взлетно-посадочных характеристиках. Они также будут применяться на бизнес-версии самолёта SSJ100 и на версии увеличенной дальности, предназначенной для более продолжительных полётов.
Локализация производства компонентов для SSJ100 в РФ реальна и необходима
Для устойчивого и стабильного производства авиационной техники, а также успешной реализации программ развития высокотехнологичных и наукоемких производств необходимо переходить к локализации производства комплектующих в России.
"Полагаю, что лучшая защита от санкций с обеспечением стабильного производства SSJ100 состоит именно в том, что основные комплектующие для нашего лайнера разработаны европейскими поставщиками с мировым именем. Кроме того, SSJ100 — чисто гражданский проект. Никакой связи с какими-либо военными программами или предприятиями у SSJ100 нет и не предполагается", — уточнил Лавров.
По его словам, под локализацией подразумевается создание на территории России производства отдельных систем и авиакомпонентов. "Здесь есть два пути: первый, наиболее простой и быстрый, однако, требующий значительных финансовых ресурсов — это покупка лицензий. Второй вариант более сложный, но и менее затратный — вхождение в альянс с производителем.
"Наш самолет это, фактически, открытое "окно в Европу" даже сейчас, в условиях санкций. Самая перспективная дорога российским производителям авиакомплектующих к мировым поставщикам в качестве их контрагентов и субподрядчиков — через проект SSJ100", — отметил он.
Начиная с локализации производства комплектующих для проекта SSJ, в дальнейшем российские предприятия смогут развить эти направления и стать поставщиками компонентов и систем для других не только российских, но и мировых производителей авиатехники. Тому уже есть большое число положительных примеров, и в том числе в программе SSJ.
"Размещение у нас ряда производств комплектующих было бы взаимно выгодным. Это и новые рабочие места, и толчок к развитию собственных технологий", — заключил главный конструктор проекта SSJ100.