ДОНЕЦК, 12 авг — РИА Новости. Год назад железнодорожный вокзал Донецка, незадолго до этого реконструированный и считавшийся самым современным на Украине, из-за постоянных обстрелов перестал принимать и отправлять поезда.
Вокзал, открытия которого после реконструкции так ждали жители города, теперь пуст, частично разрушен, и неизвестно, когда он восстановит свою работу.
Казалось бы, еще вчера…
"Уважаемые пассажиры, через пять минут со второго пути отправляется поезд Донецк — Севастополь", — раздается над толпой.
Я ускоряю шаг, чтобы не опоздать. Пробираюсь с чемоданом через поток пассажиров. По дороге кто-то из продавцов предлагает купить воды, донецкий сувенир или газету. Одни пассажиры бегут и расталкивают "конкурентов", другие спокойно ждут в зале ожидания свой поезд.
А вот на перроне парень с цветами, ищет глазами кого-то в толпе. "Наверно встречает свою девушку", — мелькает в голове мысль.
Я у своего вагона. Успела. Поезд трогается. Провожающие машут руками и шлют воздушные поцелуи. Впереди — новые встречи, впечатления, города…
Все это было чуть больше года назад. Сейчас я иду по абсолютно пустому зданию. Вместо гула толпы и стука колес — звенящая тишина, которую нарушают только звуки моих собственных шагов и далекая канонада. На вокзале сегодня нет никого. На перроне — ни одного поезда, в зале ожидания — ни души, пустые кресла, закрытые магазинчики и кафе. Все эскалаторы замерли. Поднимаю голову вверх. В крыше дыры, местами выбиты стекла.
Так ждали, так гордились
"Мы так ждали открытия вокзала после реконструкции, так гордились, что донецкий железнодорожный вокзал — самый современный на Украине, Киевский даже переплюнули. А теперь…" — говорит бывший сотрудник вокзала Николай.
Реконструировали вокзал почти год, одновременно с аэропортом, — к чемпионату Европы по футболу в 2012 году. На ремонт было потрачено более 120 миллионов долларов. После реконструкции вокзал принимал до 35 тысяч пассажиров и более 60 поездов, в том числе из России и Казахстана.
"Даже иностранные футбольные болельщики, которые приезжали к нам на Евро-2012, говорили, что у нас красиво и вокзал не хуже, чем в европейских городах", — рассказывает Ольга, которая во время чемпионата работала в Донецке волонтером и помогала приехавшим иностранцам ориентироваться в городе.
Снаряды рвались, но поезда ходили
В начале лета 2014 года, когда уже многие города, в том числе и Донецк, подвергались обстрелам, железнодорожный вокзал еще продолжал работать. И даже когда снаряды стали залетать на его территорию, он принимал и отправлял поезда.
В этот день на вокзале было много людей, некоторые ехали по работе в другой регион. Кто-то с детьми и сумками в руках пытался уехать от войны — в деревню, в соседнюю область, в Крым — без разницы. Главное — подальше от бомбежек. В этот момент и начался артобстрел. Снаряды упали рядом с маневровой вышкой, в здании вокзала были выбиты стекла. Но вокзал не прекратил работу.
"Тогда все поезда со станции уходили переполненные, мы еле смогли купить билеты до Крыма. Многие ехали именно в этом направлении, целыми семьями. Не на отдых, а от войны. Мы тоже со скромными пожитками ехали в Крым в надежде найти работу и спасти детей от этого ужаса", — вспоминает жительница Донецка Наталья.
"Снаряды рвались, а поезда ходили. Первый раз вокзал приостановил работу в конце июля, 27 или 28. Тогда обстрелом были повреждены контактные сети и железнодорожное полотно. Наши ремонтники прилагали максимум усилий, чтобы быстрее все отремонтировать, а пассажиры каждый день приходили на вокзал в надежде, что все-таки смогут уехать", — рассказала работник вокзала Ирина.
Восстановить контактную сеть и заменить поврежденное полотно удалось достаточно быстро. Однако вскоре вокзал перестал принимать пригородные поезда, а уже с 12 августа он закрылся для поездов дальнего следования. Их принимали и отправляли со станции в Ясиноватой — пригороде Донецка.
В администрации железной дороги говорили, что это временная мера, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Но именно с этого момента на вокзале больше ни разу не прозвучало: "Со второго пути отправляется поезд…"
Всю войну здесь
Подземный переход, который ведет от перрона на Привокзальную площадь. Именно он спас десятки жизней мирных жителей прошлым летом, когда на территории вокзала рвались мины. А сегодня это единственный путь, по которому каждый день жители поселка Октябрьский, самого обстреливаемого района Донецка, ходят на автостанцию, чтобы добраться на работу.
"Работаем на свой страх и риск. Страшно, конечно. Дураку только не страшно. Когда снаряды сюда прям летели, в бомбоубежище прятались, а так пригибаемся и за прилавком прячемся. Людей сейчас совсем мало, не то, что прежде. Только местные иногда заходят купить чего-нибудь из продуктов", — делится Оксана, продавец одного из магазинов.
После абсолютно пустого вокзала немноголюдная площадь кажется островком жизни. Даже автобусы и троллейбусы продолжают возить пассажиров.
"Все обстрелы и всю войну здесь, работать не прекращали. Оно бахает и бахает, поначалу страшно было, а сейчас уже нет. Когда обстрелы, людей хватаем — и тикать. Было и такое, что начинали недалеко ложиться снаряды, хватал пассажиров и уезжал", — говорит водитель автобуса Сергей.
— А в бомбоубежище не прятались?.
— А смысл? А автобус куда? Разобьют его, кто его восстанавливать будет? Пока Бог миловал.
Коллега Сергея Игорь вспоминает, что однажды ему вместе с пассажирами пришлось выбегать из автобуса, спасаясь от снарядов: "Ехал с пассажирами, человек девять в салоне, тут начало рядом ложиться. С людьми из автобуса — и на землю. Когда немного стихло, обратно сели и поехали. А следом маршрутка шла, им не повезло, в нее попало, люди пострадали. Привыкли и к этому, только у меня за год войны волос седых значительно больше стало", — говорит Игорь.
Все еще будет
"Вокзал может принимать и отправлять поезда. Из серьезных повреждений — разбитое остекление, пробитая крыша. Все это можно восстановить. Но чтобы те же стекла восстановить, нужно их заказывать за границей, они особые, их тогда из Германии привозили", — рассказывают в Минтрансе.
Там говорят, что в планах есть восстановление вокзала, но только после того, как закончатся боевые действия.
"Пока продолжаются обстрелы и на территорию вокзала периодически прилетают снаряды, говорить о восстановлении вокзала и возобновлении его работы пока рано. Мы не можем рисковать людьми, мы в первую очередь думаем о безопасности пассажиров", — отметили в министерстве.
Донецкий вокзал находится всего в трех километрах от аэропорта, где до сих пор продолжаются боевые действия. Сейчас оба не работают. От воздушной гавани Донецка остались одни руины, а вокзал по сравнению с ним практически не тронут.
"А я верю, что все еще будет. Отсюда будут уходить поезда во все концы мира, и снова гудящая толпа пассажиров. Просто такой вокзал, с душой и историей, не может умереть, он должен и будет жить", — говорит Николай.