Крымские депутаты находятся на каникулах, но парламентская деятельность летом ни на минуту не замирает. В конце июля Симферополь, Ялту и Севастополь посетила представительная делегация французских парламентариев, визит которых многие называют информационным прорывом блокады и предвзятого отношения ряда европейских государств в отношении российского Крыма. Кроме того, руководство крымского парламента на федеральном уровне решает проблемные вопросы по законодательному обеспечению развития отраслей промышленности, строительства, земельных и имущественных отношений, сельского хозяйства, здравоохранения, что позволит существенно облегчить дальнейшую интеграцию республики в законодательное поле Российской Федерации. Об этом в интервью радио "Россия сегодня" рассказал председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов.
— Владимир Андреевич, несколько недель назад мировое информационное пространство буквально всколыхнул визит в Крым делегации французских парламентариев. Были протесты со стороны Украины и Франции. Вы общались с этими депутатами. Какое у них впечатление от Крыма?
— Вы знаете, нам удалось во время дискуссии с ними преодолеть информационный барьер или, иначе сказать, определенные стереотипы, которые сложились в Европе. Могу сказать, что к Крыму у них было настороженное отношение, хотя они и не были явными противниками крымского референдума. Впрочем, не было с их стороны и крымского "ура-патриотизма". Они хотели разобраться и посмотреть, что происходит у нас, и сформировать свою позицию.
Для меня был удивительным тот факт, что они совершенно не информированы о событиях в Крыму. Я считаю это результатом информационной войны, которая велась и до сих пор ведется против России, Крыма и крымчан. А французские депутаты оказались ее жертвами. Мне в ходе длительных бесед с ними удалось, я считаю, представить объективную картину происходящего в Крыму. Когда прощались в симферопольском аэропорту, они сказали, что увидели реальное положение дел. В первую очередь, Крым — это мирный регион и здесь нет вооруженных людей на улицах. Кроме того, они имели возможность пообщаться с крымчанами, причем задавали им самые каверзные вопросы. Французские депутаты честно признались, что информация, которая преподносится в Европе о событиях на полуострове, не соответствует действительности.
Кроме Симферополя делегация из Франции посетила и Севастополь. Они побывали на воинском кладбище, где захоронены французские солдаты, погибшие в ходе Крымской войны. Причем, что интересно, им сообщили в Киеве, будто там ведется какая-то застройка, кладбище чуть ли не разрушено. А на самом деле, в чем они убедились лично, все благоустроено, поддерживается в образцовом состоянии, причем за средства местного бюджета. Была также организована и экскурсия по Панораме героической обороны Севастополя.
Мне показалось, они поняли истоки крымского патриотизма, нашего менталитета, что именно переломилось в сознании крымчан и привело нас к референдуму 16 марта 2014 года. Если можно так сказать, то мы крымчане, севастопольцы, наверное, более русские, чем любой российский регион. Поэтому у нас такая активность и консолидация людей.
Они задавали вопросы, почему Крым не захотел стать самостоятельным государством? Я отвечал, что мы просто хотели вернуться на Родину, в Россию. Мы понимали, что только Родина в состоянии нас защитить. И в первую очередь от беспредела так называемых киевских властей, националистов и боевиков, которые угрожали крымчанам.
— По вашему мнению, каковы могут быть итоги визита французской делегации?
— Есть такая пословица: вода камень точит. Не стоит надеяться на какие-то революционные события от этого визита, но он был из разряда очень важных. Самое главное, что Крым для Франции имеет историческое значение. К примеру, они с удивлением узнали, что в Париже целый ряд улиц имеют крымскую прописку. Это улицы Балаклавская, Севастопольская, Крымская, существует Альминский мост и так далее. А в целом более десятка наименований, которые непосредственно связаны с Крымом.
Так или иначе, но во французской прессе их визит к нам был топ-новостью. Нельзя сказать, что все публикации были позитивными, тем не менее определенный информационный прорыв может произойти, если подобных визитов будет больше.
— А возможен ли визит в обозримом будущем крымских парламентариев в Европу?
— Я думаю, что более чем возможен. Наша главная задача — донести до них, что мы имели право на референдум, что санкции в отношении Крыма морально несправедливы и крымчане относятся к ним негативно.
Почему введены эти санкции? Они же нас постоянно учили демократии, вот мы ею и воспользовались. Мы же не с автоматами пришли к власти, как на Украине. Мы же не назначали исполняющих обязанностей президента или еще кого. Мы шли легитимным путем в рамках конституционных полномочий.
— Как вы относитесь к инициативе экс-премьер-министра Николая Азарова по созданию Комитета спасения Украины? Есть ли будущее у этого проекта?
— Честно говоря, меня, как и большинство крымчан, уже в меньшей степени интересует то, что происходит на Украине. Пусть украинцы сами разбираются в этой ситуации. Мы идем своим путем. На этом пути много задач, которые необходимо решать. И заниматься чем-то другим просто нет времени.
Лично я считаю, что власть на Украине неадекватна и это понимают все. Знаете, за те решения которые они принимают, того же Януковича распяли и прокляли бы десятки раз. А им это все пока сходит с рук.
Комитет, вероятно, — это одна из попыток замены той власти, которая есть на Украине. Но не хочу высказываться в отношении людей, которые его создают. Любой проект имеет право на жизнь. В то же время хочу отметить, что у Украины просто нет будущего без России, нравится это кому-то или нет. Это истина, это — природа. Иначе можно и реки повернуть вспять, и солнце можно заставить светить в другую сторону. На Украине это и происходит сейчас, речь идет о катастрофических процессах разрушения государственности как таковой. Все это началось сверху, с государственного переворота, смещения президента и продолжается беспределом, который наблюдается буквально в каждом украинском селе.
— Как бы вы охарактеризовали итоги весенне-летнего парламентского сезона и какие новые задачи стоят перед крымским парламентом уже нынешней осенью?
— С начала года Государственным советом была проделана колоссальная работа. Парламентарии старались решать задачи, которые возникали в процессе жизнедеятельности крымчан, и оперативно на них реагировать. Тем не менее не могу сказать, что у нас наступило глубокое удовлетворение от этой работы и мы заслуживаем каких-то особых наград.
Осталось очень много неурегулированных вопросов, которые будут рассмотрены на осенней сессии. Предварительно большинство из них мне удалось обозначить на заседании президиума Совета законодателей, которое проходило в Москве в присутствии спикера Госдумы Сергея Нарышкина и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Дело в том, что многие проблемные вопросы переходного периода, которые, как нам казалось, могли быть решены уже в этом году, по тем или иным причинам обострились и не были реализованы. Безусловно, это отрицательно сказалось на экономическом развитии, решении социально значимых вопросов, которые касаются каждого крымчанина. Это касается земельных и имущественных отношений, сфер строительства, промышленности, сельского хозяйства и здравоохранения.
Мы наработали весомый пакет документов, который будет рассмотрен на осенней сессии. Надеемся, что наши инициативы будут поддержаны и федеральными органами власти. Наша позиция в этом вопросе проста — Крым особый регион Российской Федерации, или сакральный, как сказал наш президент. Поэтому не надо относиться к нам как к рядовому российскому региону, где все вопросы много лет назад уже были решены. У нас все совершенно по-другому, потому что процесс перехода Крыма в состав России уникален, ранее не было такого опыта. Поэтому чиновники федерального уровня, законодатели и в Госдуме, и в Совете Федерации должны понять все наши особенности и помочь в их решении.
— Если говорить об ответственности местной власти, а имеются в виду главы городов, районов, насколько они отвечают возложенным на них обязанностям?
— Наш консолидированный подход с главой Республики Сергеем Аксеновым состоит в том, что в сентябре этого года будет проведен отчет каждого из глав районных и городских администраций, чтобы сделать для себя вывод, сможем ли мы с ними работать или нет. Позиция очень проста — мы не будем тянуть волоком того, кто этого не хочет. Мы честно скажем, что для нынешней ситуации развития Крыма тот или иной руководитель не соответствует своей должности. В подобной аттестации есть необходимость, я в этом убежден. И в этом мы будем опираться в первую очередь на мнение жителей поселков, городов и районов.
— 9 августа отмечается День строителя. Вас много связывает с этой отраслью.
— Я строитель, и для меня этот день является днем дани и преданности этой профессии, которой я не изменю никогда. Я прошел этот путь от рабочего до руководителя, причем избранного самим коллективом.
Перспективы развития отрасли оцениваю как позитивные. В первую очередь это касается целевых программ развития Крыма, которые дадут толчок строительному комплексу как минимум на ближайшие пять лет. Кроме того, повышенный интерес к полуострову проявляют и инвесторы. Поэтому я уверен, что у крымских строителей будет много работы.
Хочу пожелать своим коллегам успехов, здоровья, карьерного роста и перспектив развития. Знаете, для строителя каждый реализованный проект, построенный объект — как ребенок. Он в твоей жизни живет и вдохновляет на новые свершения. В этом и состоит замечательная особенность профессии строителя.